Инвестиции в антиквариат?

инвестиции в антиквариат

Доброго времени суток. Инвестиции в антиквариат — вот тема сегодняшней статьи. Наверняка вы хоть раз слышали об таком способе заработка. Я подчеркиваю именно заработок, а не инвестиционный доход, далее вы, поймете, о чем идет речь. Многие новостные сайты твердят о сверхвысокой доходности такого способа вложения средств. Так ли это на самом деле? Давайте разбираться.

 

 

Инвестиции в антиквариат?

Видите, как я поставил вопрос. Не что такое инвестиции в антиквариат, а является ли антиквариат инвестициями? Давайте по порядку.

Для начала нужно выяснить что такое антиквариат.

антиквариатПод это определение попадает достаточно много различных вещей: художественные произведения всех форм и техник, так и предметы обихода, ювелирные изделия и ценные бумаги, денежные знаки, монеты, векселя и облигации (бумажные), медали, посуда, часы, мебель и многое другое”.

Называть приобретение антиквариата инвестициями неправильно. Инвестиции, как вы уже знаете — это капиталовложения в бизнес. Любые материальные блага — это не бизнес (не важно, драгоценные металлы, предметы роскоши или высокого искусства), они не могут генерировать прибыль, со временем стареют и портятся, соответственно требуют расходов на поддержание в хорошем состоянии. Антиквариаты рынок держится только на вере участников в то, что стоимость редких вещей будет со временем дорожать.

Короче говоря, вложение денег в антиквариат это спекуляции со всеми вытекающими отсюда последствиями. Для разумного инвестора этого достаточно для того чтобы обходить этот рынок стороной. Но я думаю мало, кого убедит лишь этот теоритический факт. Именно поэтому давайте проанализируем все особенности этого вида спекуляций.

Что такое арт-спекуляции. Спекулянт выбирает интересный по своим характеристикам антикварный объект и покупает его в надежде на то, что в будущем его стоимость возрастет.

Напомню что это классический вариант поведения спекулянта, инвестор же мыслит совершенно иначе. Истинная цель инвестора это владеть диверсифицированным портфелем, состоящим из различных активов долго (до пенсии, в идеале, конечно, передавать инвестиционный портфель из поколения в поколение).

Основная причина роста цен на антиквариат в целом, по мнению экспертов, это ограниченное предложение. То есть количество выдающихся художников, мастеров по металлу, дереву, скульпторов, а также других направлений не так уж велико.

Читайте также:  Международная диверсификация инвестиций - способы реализации

 

Риски арт-спекуляций

Теперь давайте пройдемся по рискам “инвестирования” в антиквариат.

Я выделил следующие риски арт-спекуляций:

  • Высокая волатильность
  • Низкая ликвидность
  • Риск недобросовестности продавца антиквариата
  • Необходимость постоянно быть на пульсе рынка
  • Большие расходы посредников

 

Высокая волатильность

Антикварный рынок как мы выяснили ранее это спекулятивный рынок, причем специфичный. На этом рынке модные веяния подстегивают интерес участников приобретать определенные вещи. Но проблема в том мода изменчивая штука, соответственно приобретя антиквариат не факт что спрос на него значительно снизиться просто потому что он не впишется в модный тренд.

 

Низкая ликвидность

И тут чаша весов не на стороне арт-спекулянтов. Дело в том, что в отличие от финансовых активов, например, продать антиквариат в короткие сроки не так-то просто, особенно это проявляется во время экономического кризиса.

 

Риск недобросовестности продавца антиквариата

Немаловажный момент, ведь продавец может быть недобропорядочным и обмануть арт-спекулянта или просто ценителя антикварных изделий. В чем может заключаться обман? Да просто в банальной подделке антикварных изделий.

Для того чтобы избежать подобных эксцессов нужно либо самому быть экспертом в этой области, либо обратиться за услугами к таким экспертам.

Причем чаще случаи мошенничества происходят со сделками, совершенными без посредников (аукционных домов).

 

Необходимость постоянно быть на пульсе рынка

Как вы понимаете спекулятивная деятельность особенна тем что необходимо быть всегда в курсе всех мельчайших изменений рынка, в данном случае рынка антиквариата. Для большинства это просто неприемлемо, по двум причинам: нет времени и способностей для того чтобы предугадывать те изделия, которые будут расти в цене.

 

Большие расходы посредников

Как я и говорил ранее, совершая сделки по купле продаже антиквариата с помощью посредника риск мошеннических действий уменьшается.

Что это за посредники? Аукционные дома.

аукционный дом

 

Цена сделки на аукционах может может определятся двумя способами:

Аукционы с увеличением цены

Аукционы с понижением цены

За свои услуги аукционные дома взымают комиссию с каждой сделки ее размер варьируется от 15% до 30% стоимости реализованного лота. Так что высокочастотные спекуляции на рынке антиквариата просто экономически неуместны.

 

Читайте также:  Хайповые пирамиды

Кроме того, нужно не забывать, что помимо технической части (заключения сделки) есть еще сопутствующие процедуры, которые также стоят немалых денег. Это транспортировка, страхование и хранение антиквариата в охраняемых депозитариях с необходимыми температурными условиями.

Комплекс вышеперечисленных услуг называется арт-банкингом. Как вы понимаете он намного упрощает весь цикл покупки-хранения-продажи антиквариата.

Многие оценивая доходность забывают учесть расходы арт-банкинга, соответственно реальная эффективность арт-спекуляций тереться из виду. С первого взгляда антиквариат действительно может конкурировать с инвестиционными активами и все отлично, но, когда начинаешь копать глубже, появляется “куча” подводных камней.

 

Доходность

По различным оценкам, антиквариат в зависимости от типа дорожает ежегодно на 15-30%.

Многих опьяняют такие баснословные прибыли, которые можно “спокойно” получить на антиквариате. Теперь вы убедились, что это не совсем так.

Например, в этой статье автор решила сравнить результаты “инвестиций” в антиквариат с акциями за 1 год. Долгосрочные инвесторы просто ухмыльнуться в ответ: 1 год совершенно не показателен, для оценки эффективности инвестиций, хотя сравнивать спекуляции и инвестиции в принципе неразумно. А если говорить об акциях, то они требуют большего времени для получения средней рыночной доходности, это связано с высокой волатильностью этой категории активов в краткосрочной перспективе. Соответственно сравнивать доходность рынка акций и антикварного рынка нужно было хотя бы за 10 лет, хотя лучше даже за 15.

Вот, например, сравнение индекса антиквариата (mei moses all art index) с индексом рынка акций США S&P500 за 125 лет:

Доходность антиквариата

Как видно на графике в общей сложности индекс антиквариата превосходил по доходности индекс S&P500 всего лишь несколько лет. А в итоге доходность рост индекса S&P500 превзошел MEI MOSES ANNUAL ALL ART INDEX почти в 10 раз. Причем при построении графика не были учтены комиссионные расходы. Отмечу что расходы на антиквариат гораздо больше выше чем комиссионные и налоговые издержки в случае инвестирования в низко затратные индексные фонды.

А как обстоит ситуация с предметами роскоши в России? Намного хуже чем на западе, по крайней мере пока…
Вот ценовые индексы искусства Artimx-rus:

индекс российского антиквариата

Давайте чуть подробнее разберем режим налогообложения антиквариата.

 

Налогообложение

В соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации:

Если налогоплательщик владел антиквариатом менее 3 лет, то необходимо уплатить налог на доход. Есть возможность получить налоговый вычет. Максимальная сумма вычета – 120000 рублей. Декларацию необходимо подавать самостоятельно, причем даже в том случае если при продаже антиквариата не было получено прибыли.

Читайте также:  Индексация инвестиций

Если налогоплательщик владел антиквариатом более 3 лет, то нет необходимости платить НДФЛ, а также подавать декларацию 3НДФЛ в налоговую.

 

Выводы для разумных инвесторов

Итак, если подытожить все вышесказанное, то получается вот что.

Многие восторженные оценки о сверх доходности арт-инвестиций сильно преувеличены. Это становится очевидным при сравнении доходности рынка акций с ростом стоимости антиквариата в долгосрочной перспективе (120 лет вполне можно считать долгосрочной перспективой?), а не за год два. Отставание индекса антиквариатного рынка от индекса S&P500 подтверждение тому, что арт-спекулянты, терпят поражение перед разумными инвесторами, которые вкладывают деньги в инвестиционные активы (в рассматриваемом примере — акции), причем даже без учета расходов на арт-банкинг.

Подозреваю что такой ажиотаж с инвестициями в антиквариат (в основном в интернет сообществе, разумеется) завязан на психологии людей. Все дело в том, что «продвинутые инвестиции» (не важно речь идет об антиквариате рынке драгоценных металлов или о чем-нибудь еще) всегда звучат очень захватывающе в кругу “состоятельной тусовки”. Вряд ли кто-то будет восторженно слушать о том, как вы владеете паями ПИФ и акциями ETF, насколько правильно диверсифицирован ваш инвестиционный портфель, а также как составлен индивидуальный инвестиционный план. Поэтому разумные инвесторы чаще всего не могут похвастаться какими-либо супер успешными сделками и будут скучны для спекулянтов и активных инвесторов. Но разумным (индексным?) инвесторам этого и не нужно делать, ведь в конечном счете успешность инвестиционной деятельности  выражается в размере состояния.

Итак, на мой взгляд антиквариат стоит рассматривать лишь как предмет украшающий быт, то есть только с эстетической точки зрения и не более.

Пока у меня все. Удачи!

Информация была полезной? Тогда поделись ей с друзьями.

Отправить ответ

avatar
  Subscribe  
Уведомление