Google cardboard
Google cardboard — это самые доступные бюджетные очки виртуальной реальности. Виртуальная реальность в этих очках реализуется за счет просмотра вертикально разделенного изображения на экране телефона через специальные линзы. Как вы уже поняли cardboard не работает без телефона и специального приложения, которое вы можете скачать для android или iOS. Сложность виртуальной реальности конечно же ограничивается возможностями телефона и оптики. А в общем изображение вполне реалистичное и отзывчиво изменяется с поворотом вашей головы в пространстве. Я говорю, как человек, который лично тестировал эти очки. У меня была веселая поездка на вагонетке по железнодорожным путям в стиле «Позвоните Кузе» В любом случае, стоимость порядка 150-700 рублей за эти очки, не дает никакого права искать в них минусы. Цена зависит от материала корпуса, наличия пульта управления и фиксирующей резинки для головы. Выбрать и купить эти очки вы можете на Алиэкспресс здесь или поищите на оптовке Alibaba.
VR Box
Очки VR BOX работают по той же технологии что и cardboard, но сделаны они из более дорогих и плотных материалов. Эти очки более удобные в эксплуатации и человек в них не будете выглядеть так словно у него на голове коробка из-под компьютерной мышки. В комплект таких очков обычно входит и пульт дистанционного управления, что сильно облегчает работу с приложением на телефоне. Виртуальная реальность в таких очках будет стоить вам порядка 1500-2500 рублей в зависимости от продавца и комплектации. Про совместимость с различными мобильными телефонами вы можете прочитать на страничке продавца этого гаджета.
Форматы бизнеса
Бизнес виртуальной реальности многогранен, предприниматели зарабатывают не только на открытии клуба. Есть несколько форматов, какой выбрать решать вам. Прибыль значительно отличается, в некоторых направлениях следует обладать уникальными навыками.
Комната виртуальной реальности
Игровые зоны виртуальной реальности, где люди расслабляются, погружение в фантастический мир сражений с помощью очков и шлемов — самый оптимальный подвид бизнеса.
В подобных заведения люди проводят целые дни. Не пренебрегают играми семьи, а владельцы компаний устраивают свои корпоративы. Поэтому открывать клуб можно в спальном районе, где сосредоточена основная целевая аудитория. Здание должно быть с парковкой, а вывеска — приковывать взгляды и хорошо просматриваться. Не лишним будет организовать в помещении мини-кафе, бистро или столовую.
Продажа автоматов
Спрос на гаджеты растет с каждым годом и, почему бы не воспользоваться случаем и не начать их продавать. Создать самостоятельно, увы, не выйдет. А закупить оптом простейшие очки и открыть бизнес виртуальной реальности с небольшой накруткой вполне можно.
Не обязательно открывать магазин. Рекламировать продукцию можно в интернете, а заказы отправлять через почту или службу доставки. Но выручка от такого бизнеса будет не большая, так как размер накрутки ограничен.
Еще один вариант — сдавать приборы в аренду или оформить комнату в стиле виртуальной реальности как бизнес. Длительность службы современной электроники составляет минимум 3 года. Если грамотно все рассчитать, вложиться в рекламу и завоевать доверие клиентов, выручка в день может составить 5 000 рублей.
Регистрируем бизнес
Самый оптимальный вариант – зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (ИП). В Федеральную налоговую службу необходимо предоставить следующие документы:
- заявление по форме Р21001;
- квитанция об оплате госпошлины (800 рублей);
- копия паспорта;
- доверенность (если предприниматель подает документы через доверенное лицо).
В заявлении необходимо указать коды ОКВЭД.
Какой ОКВЭД необходимо указать при регистрации бизнеса на аттракционе виртуальной реальности
Для таких аттракционов подойдет код 93.29 – Деятельность зрелищно-развлекательная прочая, в том числе 93.29.9 – Деятельность зрелищно-развлекательная прочая, не включенная в другие группировки.
Какую систему налогообложения выбрать
Удобнее всего использовать упрощенную систему налогообложения. Ее предпочитают многие предприниматели. Налоги составят 6% на доходы или 15 % на доходы минус расходы. На регистрацию и оформление документов потребуется не более 2000 рублей.
Нужно ли разрешение для открытия бизнеса на аттракционе виртуальной реальности
Аттракцион виртуальной реальности не представляет никакой опасности для жизни и здоровья людей, и никаких разрешений для запуска бизнеса не требуется. Следует учитывать только одно: ПО обязательно должно быть лицензионным. В противном случае придется заплатить крупный штраф.
Шлем Oculus
На данный момент оборудование не поступило в массовые продажи на территории РФ, но доступно предпринимателям в качестве версии для разработчиков. Цена на представленный аппарат с учетом пересылок и наценку посредников варьируется от 40 до 60 тысяч рублей. Что касается ассортимента игр к нему — компания Oculus VR разработала внушительную коллекцию для конкретной аппаратуры. Впрочем, потребитель не сетует на отсутствие игр: достаточно пассивного изучения виртуального мира с помощью аттракциона.
Правильная аренда помещения
Для размещения развлекательной точки потребуется людное место. Идеальным вариантом станет торговый центр: большое скопление людей, а главное — детей и подростков. Именно они являются потенциальными клиентами, способными обеспечить полноценную окупаемость развлекательного центра. Размещать свой аппарат виртуальной реальности лучше в таких местах:
- магазины детской одежды,
- разнообразные фудкорты (зоны питания),
- музыкальные магазины,
- кинотеатры,
- точки Play Day (игровые автоматы).
Касательно площади под оборудование: сама комната может быть небольшой, достаточно места в 5 квадратных метров на 1 аппарат. Стоимость аренды напрямую зависит от габаритов помещения, количества посетителей в сутки, популярности места и ряда индивидуальных причин. Средняя цена колеблется в районе 20 тысяч рублей за квадратный метр, если речь идет о столице.
Совет! Имея один готовый аппарат для погружения в виртуальный мир, а также четкий бизнес-план, можно неплохо заработать и окупить все затраты. Затем установить еще один, постепенно увеличивая охват аудитории, а с ним прибыль.
Почему мы решили идти дальше, чем конкуренты
Тогда же появился в некотором роде аналог нашего будущего продукта — американская фирма THE VOID, которая использовала технологию motion capture, применяемую при съемках кино и мультфильмов для переноса движений актера на нарисованного персонажа.
RB рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке
На ее базе они собирались сделать квест в виртуальной реальности. У них был концепт и красиво снятые видеоролики, но полноценно работающей системы не было.
Все компании, которые сейчас позиционируют свои квесты как виртуальные, ограничиваются коробочными решениями. Например, шлемы Oculus или HTC Vive предоставляют игроку возможность лишь сидеть на стуле рядом с компьютером, вращать головой и двигать джойстики в руках. Ни о каком полном погружении речи не идет.
Нам же хотелось реализовать свободное и естественное взаимодействие с виртуальным миром. Чтобы игроки не были привязаны проводами к чему-либо, видели себя и других игроков, ходили своими ногами, трогали предметы своими руками. Это подсознательно создавало бы ощущение реальности виртуального мира.
Местоположение и аренда
Выбор локации – очень важный этап, ведь подобные аттракционы следует устанавливать в местах с большой проходимостью людей. Желательно, чтобы это был крупный ТРЦ, где ежедневно присутствуют не только местные жители, но и гости города.
Лучшим местом для расположения такого аттракциона является второй этаж торгово-развлекательного центра, вблизи популярного кафе.
Хорошо, если это будет семейное заведение, которое посещают родители с детьми. Следует сразу оговориться, что аренда помещения в популярном ТРЦ – это не дешевое удовольствие. В особенности, если речь идет о большом городе.
Для установки 5 аттракционов виртуальной реальности необходима площадь 15 м2. В среднем за аренду придется платить 80-100 тысяч рублей в месяц. В эту сумму уже включена стоимость таких услуг:
- ежедневная уборка помещения;
- оплата всех необходимых разрешений от пожарной инстанции;
- коммунальные платежи.
Таким образом, дополнительных расходов за аренду не предвидится. Минимальный срок аренды в крупных ТРЦ составляет 2 месяца.
Документы и лицензии
Чтобы официально вести vr бизнес на территории РФ, достаточно зарегистрировать ИП. Процедура регистрации индивидуального предпринимательства происходит по упрощенной схеме и является весьма выгодной в материальном плане – вам придется заплатить 800 рублей госпошлины.
Для оформления необходимо следовать таким советам:
- Пишем заявление по форме Р21001 и подаем его в налоговую службу.
- Также следует предоставить копию паспорта с квитанцией об оплате госпошлины.
- При регистрации выбираем УСН (упрощенная система налогообложения). На данный момент, она предполагает налоговую ставку в размере 15%.
- Для получения разрешения на предоставление зрелищно-развлекательных услуг, в налоговой службе прописывается код ОКВЭД 92.29.
На этом регистрация заканчивается, и предприниматель получает на руки все документы, которые необходимы для ведения заявленной деятельности.
Если вы решили открыть vr бизнес с партнерами, то вышеописанная схема регистрации вам не подойдет. В данном случае лучшим вариантом будет ООО (общество с ограниченной ответственностью). Стоимость оформления составляет 4000 рублей, а помимо всех вышеописанных документов, в налоговую нужно будет предоставить следующие:
- заявление по форме Р1101;
- устав ООО;
- решение о создании общества с ограниченной ответственностью;
- пакет учредительных документов юридического лица.
Маркетинг
Выбирая место для установки аттракциона, следует произвести анализ рынка, выявив потенциальных конкурентов. Необходимо учесть ассортимент предоставляемых услуг и цены на сеансы, установленные конкурирующими компаниями.
К тому же, для привлечения клиентов потребуется вложиться в маркетинг и рекламу. С этой целью используются следующие инструменты:
- Печать флаеров и буклетов, которые будут раздаваться в посетителям ТРЦ – 15000 рублей.
- Стоимость размещения рекламы в ТРЦ – 10000 рублей.
Таким образом, расходы на маркетинг составят порядка 25000. Далее вам придется тратить на рекламу около 10000 рублей.
Для привлечения клиентов необходимо установить скидку, приуроченную ко дню открытия. Обычно она составляет 15%. Всевозможные акции являются мощным инструментом для продвижения своего продукта. К примеру, можно ввести скидки на посещение аттракциона большими группами людей, разыгрывать призы за репосты, разработать семейные программы и т. д.
Как организовать аттракцион “Виртуальная реальность”
При выборе стоимости входного билета учитывайте средние зарплаты в регионе и цены на киносеансы. Как свидетельствует практика, клиенты готовы заплатить за подобное развлечение до 70% от стоимости билета в кино (от 150 до 500 рублей).
Уделите особое внимание персоналу. От их поведения и качества обслуживания зависит поток клиентов. Если их подолгу не будет на рабочем месте, они будут хамить и даже оскорблять посетителей, то вы будете в минусе.
Вот почему нужно будет найти ответственных и коммуникабельных людей, а также продумать систему бонусов за привлечение клиентов.
Покупка оборудования
Средняя цена базового комплекта оборудования на 2017–2018 годы составляет порядка 70 тысяч рублей. Состоит аттракцион виртуальной реальности из таких комплектующих:
- 3D-очки с программным обеспечением,
- устройство манипуляции,
- высокоскоростной, мощный компьютер,
- лицензионное ПО,
- современная и сильная видеокарта,
- подвесное кресло (дополнительно).
Обратить внимание следует на фирму Oculus VR, выпускающую оборудование высокого класса и являющуюся безусловным лидером в области виртуального аттракциона. Изюминкой среди последних разработок компании стал шлем с установкой Zero Gravity, собравший в себе передовые технологии последнего времени. Выбирая между очками 3D и новым шлемом от Oculus, отдавать предпочтение лучше последнему. Разница существенная — реалистичность изображения выше в разы. Для простого понимания: картинка плазменного и лампового телевизоров.
Сколько нужно вложить на старте в аттракционы виртуальной реальности
Чтобы запустить проект с нуля, нужны серьезные инвестиции.
Сколько денег потребуется, зависит от ряда факторов:
- регион;
- концепция бизнеса;
- финансовые возможности предпринимателя;
- количество сотрудников;
- класс оборудования.
Смета расходов включает следующие затратные статьи:
- регистрация, сбор документов;
- аренда помещения;
- текущий ремонт, внутренняя отделка — при необходимости;
- оборудование;
- мебель;
- вывеска;
- игровой контент;
- реклама;
- резервный фонд.
Сумма инвестиций, необходимых на запуск небольшого проекта, варьируется в диапазоне от 600 000 до 3 500 000 рублей. В Москве эта сумма может быть значительно выше.
Для бесперебойной работы клуба нужны текущие вложения:
- коммунальные платежи;
- аренда;
- фонд оплаты труда;
- охранная сигнализация;
- аутсорсинг;
- налоги — исходя из выбранной схемы обложения;
- утилиты;
- мелкий ремонт техники;
- продвижение.
По примерным подсчетам, ежемесячные траты составят не менее 250-300 тысяч рублей.
Мы решили создать полноценную VR-игру
После того как были изготовлены прототипы ключевых технологий, мы поняли, что наша технология имеет огромный потенциал.
Встал вопрос о создании полноценной игры-квеста. Ее разработка требовала больших усилий по разным направлениям, и я принял решение уйти с работы.
Необходимо было придумать сценарий, отрисовать игровую графику, записать звуки и самое главное — запрограммировать взаимодействие всего этого в игровом движке.
Мы хотели, чтобы квест имел достаточно большую площадь для совместной игры, поэтому нашли помещение на Литейном проспекте недалеко от метро. Особых требований к площадке нет — все оборудование калибруется, подстраиваясь под любую геометрию комнат.
Мы инвестировали в наш бизнес собственные средства и полностью посвятили себя работе над проектом. На данный момент проект приносит прибыль, которую мы вкладываем в его развитие, масштабирование, совершенствование технологии и разработку новых решений.
Первый проект на заказ мы разработали через месяц после того, как анонсировали технологию в прошлом году.
Некоторым вещам приходилось учиться в процессе работы
Через два дня после обсуждения идеи с Владимиром я уже собрал первый прототип системы трекинга, которая должна отслеживать движения игрока и переносить их в виртуальную реальность игры, которую я продемонстрировал с помощью телевизора и лампочки.
Мы поняли, что наша задумка вполне реальная, и следующие несколько месяцев создавали прототипы аппаратных устройств — костюма и системы трекинга. Этим занимался я в свободное от основной работы время.
Тогда я работал в IT-компании, разрабатывал модули для беспроводного подключения к мобильным телефонам и датчики «умного дома».
Несмотря на то, что идея родилась довольно быстро, разработка в области VR требовала определенных инженерных навыков. Мне помог мой бэкграунд электронщика, но некоторым вещам приходилось учиться в процессе работы.
Для создания подобного нашему VR-продукта, а именно системы трекинга, костюма и квестов, необходимо владеть:
- Полным циклом разработки электронных устройств
- Математическим моделированием
- Написанием алгоритмов
- Языками программирования
С чего начать
Для начала составьте бизнес-план аттракциона “Виртуальная реальность”. Пропишите в нем особенности этого бизнеса, основные расходы, через сколько месяцев или лет окупятся ваши вложения. Это поможет вам скорректировать стратегию в случае ошибки и выбрать правильный аттракцион.
Современные модели аттракционов поставляются вместе с планшетным компьютером, что позволяет их покупателям использовать дополнительные функции (например, развернутый статистический анализ).
Предприниматель может получать данные о количестве посадок, сумме в кассе в виде смс-сообщений на телефон.
Это позволит избежать финансовых рисков, связанных с недобросовестностью оператора.
Кроме того, дистанционный контроль позволяет узнать, когда сотрудник запустил аттракцион в работу, и во сколько часов он ее завершил.
Целевой аудиторией таких развлечений являются молодые люди в возрасте от 16 до 35 лет.
Потенциальными клиентами подобного игрового бизнеса могут быть представители практически любых возрастных категорий, стремящиеся получить острые ощущения.
Примеры бизнеса и франшиз
Существует масса вариантов приобретения франшизы по той или иной цене, с различным сроком окупаемости или доходностью. В качестве примера можно привести франшизу клуба «Империя VR», имеющей несколько сетевых направлений как в России, так и за рубежом.
Компания ведет полное консалтинговое сопровождение клиента, предоставляет все необходимые средства ведения бизнеса. Проект имеет весьма привлекательный срок окупаемости — около 2-3 месяцев, но это полностью зависит от условий работы и эффективности пользования.
Кроме того, привлекательными выглядят многие другие варианты, например, франшиза виртуальной реальности FIBRUM. Заработок возможен как на демонстрации аттракционов, так и на реализации оборудования, в частности — шлема VR. Привлечение дополнительных элементов в бизнесе увеличивают его успех, позволяют расширить количество пользователей, усиливает интерес к направлению.
Также известны и могут быть рассмотрены другие варианты:
- «Виртуальный Мир»
- «VersusVR»
- «Полет на Драконе» и т.д.
2. Реализация дополнительных аксессуаров
Почти все имеющиеся сегодня на рынке VR– и AR-продукты фактически представляют собой аксессуары для PC, консолей или мобильных девайсов. Но в данном случае работает принцип матрешки, поэтому аксессуары могут тоже иметь аксессуары.
Мобильный VR и AR в целом в данном плане может предложить немного — какие-то чехольчики и прочую мишуру. Быть может, зайдут и контроллеры для портативной виртуальной реальности, но резон делать их источником дохода спорный.
Во взрослом VR есть куда разогнаться. Уже сейчас можно говорить о реализации Oculus Touch и джойстиков от Xbox One для Rift, Vive Controller для детища HTC, Move и DualShock 4 для PlayStation VR — как показывает опыт предыдущих лет, все это будет регулярно ломаться и требовать замены. Отличный вариант.
3. Виртуальный онлайн-шопинг
Если верить TechCrunch, Alibaba уже сегодня ориентируется на вектор дополненной реальности, который потенциально значительно увеличит продажи интернет-магазина. В этом ему планирует помочь Magic Leap, у которого уже имеется соответствующий AR-опыт.
Уверен Amazon и eBay поддержат начинания китайского конкурента. Все они вместе станут законодателями мод в шопинге средствами виртуальной и дополненной реальностей — мечты всех этих наших теле-магазинов.
Скорее всего, к 2020 году даже отечественные интернет-ритейлеры поддержат свежее веяние, поэтому действительным или потенциальным владельцам площадок необходимо задумываться об этом уже сегодня.
6. Пресловутый фримиум — куда же без него
Уверен, компания Supercell уже вовсю «пилит» какой-то интересный VR-проект, который будет распространяться по условно-бесплатной системе. Учавствовать в нем можно будет абсолютно свободно, но за дополнительные возможности придется заплатить.
Как это работает в случае все с теме же играми? Добавляем в проект магазин, в котором за виртуальные блага отдают реальные деньги. При этом их можно добыть и игровым путем, только это куда дольше, чем нажать пару кнопок, которые спишут n-ную сумму с карты заядлого геймера.
Чтобы добавить что-то подобное в свой проект, неплохо бы разобраться в основах программирования под Unity – источник 99% всех нынешних игр и приложений для VR:
Ещё больше роликов по теме найдете на официальном портале помощи VR-разработчикам .
Цены и доходность
Современная индустрия развлечений работает по принципу рыболовного крючка. Она основана на двух этапах:
- Потребителю демонстрируются преимущества определенного продукта по доступной цене.
- Пораженный увиденным, клиент готов вернуться вновь, заплатив уже большую сумму.
Поэтому очень важно предоставлять услуги действительно высокого качества. Сейчас, когда индустрия виртуальных развлечений находится на начальной стадии своего развития, закрепиться на рынке не составит особого труда. Как показывает практика, даже если десятиминутный сеанс будет стоить порядка 350 рублей, потребителю эта сумма покажется вполне приемлемой, и он с радостью вернется к вам вновь.
Доходность аттракциона основана на простой психологии: человека затягивает процесс игры, и он хочет продолжить сеанс. В результате подобная схема позволяет получать неплохую прибыль. Основным нюансом здесь является продолжительность игры – она должна быть не слишком короткой, чтобы расстроить клиента, но и недостаточно длинной, чтобы ему надоесть.
По статистике, виртуальная реальность как бизнес набирает нормальные обороты уже через пару месяцев после открытия. Первые два месяца необходимы для привлечения клиентов. Однако уже с третьего месяца прибыль выравнивается. Примерный доход при стоимости десятиминутного сеанса 350 рублей составляет 150-200 тысяч в месяц.
Помимо стандартных сеансов с небольшой продолжительностью, в вашем прейскуранте должны присутствовать и более длительные варианты игры. Некоторые клиенты наверняка захотят задержаться в комнате виртуальных развлечений на 20 или 30 минут. Изредка находятся и такие, кто хотел бы провести на аттракционе час. И пусть этих людей немного, но для них также следует предусмотреть место в прейскуранте.
Как открыть vr клуб
Прежде, чем приступать к реализации задуманного, составляем пошаговый алгоритм действий:
- анализируем ситуацию на внутреннем рынке услуг — оцениваем востребованность проекта, определяем его конкурентоспособность, составляем портрет потенциального посетителя;
- продумываем формат и концепцию деятельности;
- находим средства на запуск клуба;
- регистрируем бизнес — получаем свидетельство, становимся на налоговый учет, собираем необходимые бумаги и разрешения;
- арендуем помещение. Если нужно, выполняем мелкий ремонт и внутреннее обустройство;
- покупаем оборудование и шлемы;
- набираем персонал;
- запускаем рекламную кампанию — учтите, что не все стандартные способы продвижения услуги работают в данном направлении. Можно доверить рекламу профильному агентству;
продумываем мероприятия по открытию клуба и начинаем работать.
Читайте также, как открыть пейнтбольный клуб.
Анализ спроса на услугу в регионе
В любом бизнесе работает золотое правило — прежде чем вкладывать средства в развитие проекта, нужно выяснить, насколько он будет востребован в этом городе.
Определите, кто является потребителем услуги в вашем городе — на эту группу лиц ориентируют рекламное продвижение.
Целевой портрет потенциального посетителя vr клуба:
- молодежь и люди до 40 лет, преимущественно мужчины. На их долю приходится две трети от общего числа посетителей. Это школьники и студенты, программисты, айтишники, компьютерщики;
- женщины — не более 15%;
- семейные пары;
- частные компании — как и корпоративы, коллективные виртуальные игры улучшают отношения между сотрудниками, мотивируют их на работу в команде.
Анализ предложений конкурентов
Уровень конкуренции в каждом городе отличается — в больших городах он оценивается как средний, во многих малых городах — как низкий, иногда конкуренция вовсе отсутствует.
Прежде чем открывать клуб, изучите, как работают похожие заведения. Узнайте, что они предлагают посетителям, какой ценовой политики придерживаются, предлагают ли дополнительные услуги.
В этой нише конкурентов делят на две группы:
- прямые — заведения, специализирующиеся на виртуальных аттракционах;
- непрямые — досуговые центры, развлекательные клубы — все места, где можно интересно провести время, представляют косвенный интерес. Чтобы в вашем кибер-кафе не было свободных кресел, нужно, чтобы они появились в других заведениях.
Читайте также: боулинг как бизнес.
Необходимые документы для ведения бизнеса
Чтобы работать легально, бизнес регистрируют. Если у клуба один владелец и нет далеко идущих планов на сетевое развитие и выход на межрегиональные рынки, регистрируют ИП.
Процесс получения свидетельства простой и не занимает много времени.
Ваши действия:
- оплачиваем пошлинный сбор — для индивидуальных предпринимателей величина пошлины составляет восемьсот рублей;
- обращаемся в налоговую службу с соответствующим заявлением. При себе должен быть паспорт, ИНН;
- выбираем удобный формат налогообложения. Рекомендованная схема — УСН по ставке 15 % от разницы между вложениями и доходом предпринимателя. Уведомление о переходе желательно подать сразу при регистрации, но не позже чем в течение месяца после нее;
- выбираем доступный код деятельности ОКВЭД — 92-29. Указываем его в заявлении.
При регистрации ООО дополнительно нужны:
- Устав организации;
- протокол первого собрания учредителей;
- данные о юридическом адресе.
Возможно, потребуется расширенный пакет бумаг, особенно если у ООО несколько учредителей. Процедура сложнее, и часто предприниматели обращаются в специализированные агентства.
Нужно получить разрешения пожарной инспекции, санитарного ведомства и Роспотребнадзора.
Заключите договора с арендатором, со всеми сотрудниками, коммунальными службами, сервисным центром по обслуживанию оборудования, при необходимости — с охранной фирмой.
Помещение
Заведение открывают в местах, максимально приближенных к целевой аудитории.
Удачной локацией станет соседство с:
- центрами развлечения и торговли;
- учебными заведениями;
- густонаселенными спальными районами.
Совет! Не стремитесь подтянуть весь трафик города — это сложно. Намного важнее качество услуги и наличие платежеспособного спроса, пусть даже в отдельно взятом районе.
При выборе вариантов аренды учитывают не только локацию. Если вы не планируете кафетерий при клубе, достаточно помещения полезной площадью 20 квадратных метров. Эта территория позволяет разместить 6 аттракционов.
Требования к помещению стандартные:
- водопровод;
- канализация;
- отопление;
- вентиляция;
- наличие аварийного выхода.
Экономически выгодна аренда в торговых и развлекательных центрах — если поблизости есть кафе, фаст-фуды. Люди, которые посещают такие места, хотят приятно провести время и часто имеют дополнительные деньги на развлечения.
Покупка или аренда оборудования
Оборудование — серьезная статья сметы расходов. Его покупают или берут в аренду. Что из этого целесообразнее, зависит от региона и от финансовых возможностей предпринимателя. Но учтите, что хорошие аттракционы стоят дорого.
Если нет уверенности, что это направление бизнеса станет доходным, не стоит на этапе раскрутки тратить весь бюджет на приобретение нового оборудования. По мере поступления прибыли можно провести его модернизацию.
Для открытия клуба требуются:
- кресла — их количество определяют исходя из числа аттракционов;
- ноутбуки — речь идет о высокотехничной современной аппаратуре. Бюджетные модели со слабыми характеристиками не подходят;
- мониторы;
- клавиатуры;
- компьютерные мыши;
- специальные очки;
- шлемы — по количеству игроков.
Оборудование выбирают исходя из следующих критериев:
- стоимость — слишком низкая цена заставляет сомневаться в качестве товара;
- известность бренда;
- возможности;
- гарантийный период эксплуатации;
- наличие техобслуживания.
Шлем виртуальной реальности
Шлем для виртуальных игр — это сложная современная конструкция, внутри которой программное обеспечение и встроенный манипулятор.
Приспособление больше похоже на маску, так как голова играющего полностью не закрыта.
Эти устройства бывают двух видов: полностью укомплектованные — с контроллером и камерой, и Cardboard — работающие в паре со смартфоном.
Персонал
Проект нельзя вести в одиночку — вам потребуются сотрудники. Предусмотрите эту статью расходов заблаговременно. Штатное расписание нужно тщательно продумать. Слишком много работников брать нецелесообразно.
Вам потребуются:
- операторы — количество зависит масштабов бизнеса и графика работы заведения;
- администратор — представляет интересы владельца клуба в его отсутствие, следит за работой сотрудников;
- бухгалтер — специалист на ставку или аутсорсинговая компания;
охранник — наемный работник или профильное агентство.
Вопросы организации аттракциона виртуальной реальности
Чтобы при открытии бизнеса на виртуальной реальности у вас не возникло ряда сложностей, следует рассмотреть некоторые организационные вопросы еще на этапе планирования собственного дела. Речь идет о следующих моментах:
- Название клуба.
- Кадровые вопросы.
- Выбор ассортимента.
- SWOT-анализ конкурентов на рынке.
- Возможные риски.
- Реклама и маркетинг.
- Объем стартовых вложений.
Кадровые вопросы
Ведение vr бизнеса является невозможным без набора персонала. Поэтому расходы по оплате труда должны в обязательном порядке присутствовать в бизнес-плане. Немалым преимуществом подобного бизнеса является отсутствие необходимости нанимать большое количество сотрудников. Для стандартной комнаты с аттракционами потребуется нанять следующих специалистов:
- нескольких операторов, которые будут работать в две смены;
- администратора, который будет руководить процессом работы аттракционов в ваше отсутствие;
- бухгалтера и охранника на основе аутсорсинга.
В первые месяцы работы такой игровой клуб может обойтись без значительных вложений. К примеру, расходы на персонал можно сократить, взяв на себя функции оператора или бухгалтера. Касательно охраны – большинство ТЦ включают данную услугу в стоимость аренды.
Зарплата начисляется по следующему плану:
- оператор аттракциона получает в среднем 20 тысяч рублей в месяц;
- бухгалтеру на основе аутсорсинга следует платить около 5 тысяч.
Ориентировочный бизнес-план
Открывая vr бизнес, необходимо обратить внимание на следующие моменты:
- Выбираем проект. Это может быть как продвижение собственного бренда, так и деятельность по франшизе. Для определения наиболее выгодного варианта, необходимо проанализировать рынок в регионе, определить вероятные риски и возможности для развития.
- Оформляем ИП или ООО. Срок оформления вне зависимости от формы регистрации составляет 5 дней.
- Арендуем точку для установки аттракционов.
- Закупаем оборудование.
- Определяем количество сотрудников с указанием их зарплат.
- Дополнительные расходы на рекламу также следует вписать в бизнес-план.
5. Рекламные и партнерские отчисления
Переходим к созданию контента. Для этого потребуется изучение программной части разработки VR-софта, что займет какое-время. Тем не менее, сегодня действительно серьезных специалистов в данной области не так много, поэтому шанс «выстрелить» точно есть.
Вот тут очень много полезной информации о создании контента для виртуальной и дополненной реальности — настоятельно рекомендую ознакомиться.
Наиболее действенным средством дальнейшем монетизации своего труда считаю его распространение на абсолютно бесплатной основе и заработок на рекламных или партнерских отчислениях, которые также нужно различать.
В первом случае пользователю предлагают посетить какой-то ресурс, приобрести рекламный товар и так далее. Почти всегда во втором в софте присутствует скрытая реклама какого-то определенного бренда, в зависимости от тематического направления.
Из личного опыта — Red Bull c удовольствием спонсирует спортивные экстремальные развлекательные проекты. Взамен просит использовать логотип бренда на футболках участников и других пригодных для этого местах.
4. Плата за использования мобильных сетей
В данном случае порог для вхождения в бизнес очень высокий и неоправданный. Виртуальную реальность в расчет вообще не берем, а на дополненной сотовые операторы, предоставляющие доступ к мобильному интернету, точно «нагреются» — особенно на безлимитных интернет-тарифах.
Приведем в пример Google Glass. Для отображения дополнительной информация об объектах в реальном мире очкам понадобится безграничный источник информации — интернет. Как ни крути, без этого никак.
Рентабельность vr бизнеса
Какой конкретно будет прибыль и как скоро окупятся вложения, сказать невозможно.
Если говорить о средних цифрах, чек за один сеанс составляет 700 рублей. При наличии клиентов выручка может составить порядка 500 000 рублей, а чистая прибыль может достигать 250 000 в месяц.
Рентабельность бизнеса — в пределах 35-40% при качественном оборудовании и правильной локации. Падение интереса клиентов значительно снизит эту цифру.
Вся работа подобных заведений, как и их доходность, основаны на человеческих эмоциях. Игра затягивает, хочется продолжения. Если игроку нравится увиденное, он придет снова. В таком случае даже более высокая цена по сравнению с конкурентами, скорее всего, его не остановит.
Разновидности
Аттракционы виртуальной реальности являются довольно новым направлением в бизнесе, которое активно развивается. С каждым годом увеличивается количество доступной аппаратуры, что позволяет расширять рамки подобных развлечений.
Кроме использования оборудования с «эффектом присутствия» по прямому назначению, существуют и другие варианты ведения vr бизнеса. Рассмотрим их подробнее:
- Торговля оборудованием. Учитывая большой спрос на подобные устройства, это направление бизнеса является весьма перспективным. Оно потребует значительных вложений и тщательного анализа рынка.
- Предоставление оборудования в аренду. В таком случае поиск места для размещения аттракционов и все сопряженные с этим бизнесом риски ложатся на плечи арендатора. Вы же получаете гарантированный доход от использования аппаратуры.
- Виртуальный шопинг. Крупные интернет-магазины предоставляют своим клиентам услугу виртуального посещение торговых площадок. Яркий пример такого портала – Алиэкспресс. Данное направление vr бизнеса считается перспективным, но пока не получило должной популярности среди пользователей.
- Обслуживание и ремонт оборудования. В будущем, данный вид деятельности будет пользоваться высоким спросом. Уже сегодня многие предприниматели предпочитают пригласить специалиста для настройки аппаратуры, нежели самим разбираться в тонкостях ее работы.
- Продажа контента. Речь идет как о разовых акциях по реализации мультимедийных пакетов, так и о реализации софта на постоянной основе. Подобный вариант бизнеса требует налаживания контактов с правообладателями. По сути, вам придется стать брокером компании-разработчика, что снизит размер возможного заработка.
VR-технологии не стоят на месте, а потому следует ожидать и других направлений развития данного бизнеса.