Определение инвестиционного климата
Слово «климат» в инвестиционной сфере возникло не случайно. Метафорически «климат» хорошо подходит к комплексной совокупности факторов, благодаря которым субъекты различного уровня выигрывают конкурентную борьбу за ресурсы. Ученые считают, что с незапамятных времен переселение народов было обусловлено климатическими изменениями. В современную эпоху помимо человеческой миграции мы наблюдаем движение гигантских сумм капитала из одного мирового региона в другой.
Географический климат представляет собой комплекс метеорологических явлений, которые свойственны конкретному региону и в той или иной степени комфортны человеку. В этот комплекс входит динамика температуры, влажности, атмосферного давления, ветра и т.д. Точно так же допустимо рассмотреть и инвестиционный климат. Его можно представить, как комплекс характеристик, свойственных странам, регионам, отраслям, которые в той или иной степени привлекают инвесторов. В комплекс входят следующие виды предпосылок:
- политические;
- экономические;
- правовые;
- социальные;
- организационные;
- социокультурные.
Инвестиционный климат обладает чертами многоплановой интегрированной и дифференцированной категории. Это означает, что понятие обладает системностью. То есть климат сам является системой и взаимодействует с экономическими субъектами, как часть некой системы. С настоящим моментом следует разобраться. Поэтому мы обращаемся к понятийному полю, в которое включен наш предмет. В него входят также следующие компоненты.
- Институциональная система государства.
- Инвестиционная привлекательность.
- Инвестиционная активность.
- Инвестиционный потенциал.
- Инвестиционные риски.
Инвестиционный климат синонимичен одноименной среде. Одним из целостных компонентов системы можно назвать явление, именуемое «инвестиционная среда». Она дифференцирована с разными уровнями экономики. На нее влияет совокупность объективных и субъективных факторов. Ей свойственны риски, зависящие как от уровня климата, так и от присущих ему неразвитости, рассогласованности и противоречий. В среде всегда имеются определенные потенциальные возможности, составляющие основу климата. Среда институционально поддерживается государством как через законодательную базу, так и в прямой проектной форме.
Схема потенциальных предпосылок и опасностей инвестиционной среды
Ссылаясь на нашу природно-климатическую метафору, рассмотрим аналогию с благоприятными климатическими условиями и рисковыми явлениями, именуемыми непогодой. В этой связи понятие инвестиционного климата следует рассматривать как с точки зрения привлекательности субъекта деятельности, так и сопутствующих инвестиционных рисков. Именно поэтому предпочтение отдается определению, представленному авторским коллективом под руководством Грязновой А.Г. (Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под общ.ред. А.Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2002. С. 359).
Соотношение институциональной системы и инвестиционного климата
Под институциональной системой государства понимается совокупность взаимосвязанных элементов государственного устройства, которые определяют целостность, исполнение миссии, стратегических и тактических задач во всех сферах его деятельности как головного института. Среди элементов данной системы мы можем назвать следующие составляющие:
- три ветви власти;
- промышленность и сфера услуг;
- сельское хозяйство;
- силовые структуры;
- здравоохранение;
- образование;
- наука;
- СМИ и т.д.
«Здание» этой системы базируется на сквозных платформах или подсистемах, в числе которых:
- законодательство;
- финансовая подсистема;
- бюджетная подсистема;
- безопасность;
- информационная подсистема;
- культура и национальные традиции.
Инвестиционная среда также является сквозной платформой, охватывающей многие элементы системы и относящейся в основе своей к финансовой подсистеме. Разберем структурные элементы среды, определяющие климат, влияющий на инвестиционный процесс. Инвестиционная привлекательность учитывается и оценивается на всех уровнях от предприятия до страны. Она является предметом балансировки между одноименными потенциалом и рисками.
Инвестиционный потенциал субъекта деятельности воспроизводится благодаря насыщенности территориального пространства факторами производства продукта, потребительским спросом населения и другими макроэкономическими характеристиками. Инвестиционные риски демонстрируют набор вероятностей возникновения потерь и доходов в ходе инвестиций. Инвестиционная активность показывает реальные размеры и динамику инвестиционной деятельности в экономике субъекта.
Важно понимать соотношение климата и привлекательности субъекта экономической деятельности. Инвестиционный климат как понятие характеризуется большим охватом, чем инвестиционная привлекательность. В него входит учет потенциалов, рисков и активности в инвестиционной сфере. Инвестиционная активность отличается результативным характером, а привлекательность – факториальным. Помимо инвестиционного потенциала на климат влияет еще множество факторов, включая самый весомый – институциональную систему страны.
Факторы формирования инвестиционного климата и структура его условий
Выше представлена схема формирования климата на уровне экономики страны с позиции влияющих факторов и последующим снижением до инвестиционных климатов регионов и отраслей. Надо учитывать, что локальные климаты связаны с государственным уровнем, но не являются его прямой функцией. Зато на уровне регионов и отраслей создаваемые условия имеют сходную структуру. Кроме того, инвестиционный климат регионов также может быть структурирован с учетом потенциалов, рисков и активности.
Модель регионального инвестиционного климата
Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации
Рейтинг оценивает усилия органов власти всех уровней в регионах по созданию благоприятных условий ведения бизнеса. Основная часть показателей формируется исходя из опросов региональных предпринимателей.
Пилотная апробация Национального рейтинга прошла в 2014 году в 21 субъекте Российской Федерации. Первый полномасштабный рейтинг был проведен в 2015 году. Работу региональных команд по созданию комфортных условий для бизнеса оценили в 76 субъектах Российской Федерации. В 2016 году исследование охватило все 85 регионов России. В 2017 году в рейтинге на общих условиях приняли участие все регионы России, 51 регион продемонстрировал общий рост интегрального показателя по сравнению с прошлым годом. В 2018 году рост в рейтинге продемонстрировали 78 регионов.
ПОДРОБНО
Методы оценки климата для вкладчиков
Максимально точно оценить инвестиционную обстановку в стране или отдельном муниципальном образовании непросто. Условно этот показатель относят к благоприятному, неблагоприятному и нейтральному. Также оценивание ИК невозможно без сведений об инвестиционном потенциале и инвестиционных рисках.
Самым распространённым инструментом для оценивания инвест климата называют индекс Бери. Этот метод предусматривает предварительное оценивание 15 критериев, а именно:
- стабильности политической системы;
- динамики нарастания экономики;
- конвертируемости отечественной валюты;
- возможности реализации инвестиций в долгосрочном периоде;
- возможности получения недолговременного кредита;
- уровня отдачи от труда и стоимости рабочей силы;
- девальвации;
- показателя положения платёжного баланса;
- фактической отработки подписанных контрактов;
- толерантности к внешним капиталовложениям;
- бюрократизации или уровня госрегулирования;
- качества транспортной сети и телекоммуникаций;
- партнёрства и местного управления;
- возможностей привлечения экспертов.
Только в результате взаимного изучения данных показателей можно вывести максимально точную оценку инвест климата рассматриваемой страны. По каждому пункту выставляются баллы в промежутке 1−4. Чем больше получится итоговая сумма, тем целесообразнее рассматривать страну, как объект инвестирования. Отрицательной стороной этой методики является субъективность экспертов, осуществляющих проверку.
Кроме того, данные по инвестиционному фону юрисдикции зависят от деятельности крупнейших агентств, формирующих рейтинги. Первая тройка представлена MoodysInvestors, FitchIBCA, Standard&Poors.
Единство стандартов присуще любой стране, однако, результаты не всегда отражают реальное положение дел. Во-первых, рейтинг-агентства нередко обвиняют в невнимательности к национальному климату. Во-вторых, зачастую их итоги продиктованы политической конъюнктурой. То есть экономполитическим конкурентам США данные компании выставляют значительно заниженные оценки.
Может показаться, что озвученные детали при ранжировании инвест климата не актуальны, не показывают реальную картину и нуждаются в пересмотре.
Инвестиционная политика государства
Специфика инвестиционного климата страны и регионов состоит в том, что ключевые индикаторы являются не только предметом регулярного мониторинга, но и подвержены государственному регулированию. Это происходит благодаря разработанной и действующей инвестиционной политике, которой государство в последние годы уделяет серьезное внимание. Инвестиционная среда, тесно взаимодействуя с финансовой системой, способна выступить локомотивом экономики, если ею заниматься на стратегическом уровне и на уровне локальных проектов.
Современная инвестиционная политика формирует главный идеологический лейтмотив воздействия на климат посредством включения и развития управляющих факторов. Ее целью является обеспечение стабильности экономического и социального развития за счет роста прибыльности и минимизации рисков. Главные направления государственной инвестиционной политики представлены далее.
Главные направления государственной инвестиционной политики
В политике признается, что Россия занимает далеко не первые места среди привлекательных для инвестиций государств. В стране отсутствуют льготы и привилегии для иностранного капитала, у национальной валюты нет стабильности, налоговая система непредсказуема. Есть проблемы с бюрократией и коррупцией. Вместе с тем, инвестиционному климату и региональным рейтингам в политике уделяется большое внимание. Существенное значение придается мониторингу климата и разработке специальных рейтингов инвестиционной привлекательности российских регионов.
В стране принята многоуровневая методика мониторинга инвестиционного климата. Она выявляет сходство условий для межрегиональных образований и позволяет учитывать различия в специфике разных зон. Выявляются синергетические эффекты климата. Для реализации мониторинговых функций применяется пятиуровневая модель, представленная ниже.
Многоуровневая схема мониторинга инвестиционного климата
Разработка рейтингов инвестиционной привлекательности регионов должна помочь снизить бюрократию в регионах и в муниципалитетах. Это один из ключевых KPI для региональных руководителей, свидетельствующий об их эффективности. РА «Эксперт» достаточно давно ведет эту работу, накопив богатый опыт. Для снижения предпринимательских издержек и ускорения начала инвестиционной деятельности предполагается активная практика опубликования перечней перспективных территорий под застройку и осуществление иных форм капитальных вложений.
Современная инвестиционная политика предполагает улучшение законодательства в направлении стабильности, большей защиты прав собственности, издания специальных законодательных актов, регулирующих инвестиционный процесс. Политика предполагает работу с тремя группами показателей по потенциалу, риску и активности в сфере инвестиций, с тем, чтобы на их основе принимать решения и реализовывать соответствующие меры по развитию.
Схема реализации инвестиционной политики государства по управлению инвестиционным климатом
Макроэкономическая оценка инвестиционной привлекательности
Методы оценки инвестиционного климата неразрывно связаны с оценкой инвестиционной привлекательности стран и регионов. Практика такой оценки возникла достаточно давно, более 30 лет тому назад. Для того чтобы принять обоснованное решение, международные и национальные корпорации, уполномоченные государствами органы и частные инвесторы пользуются услугами рейтингов. Разработкой рейтингов занимаются специализированные структуры государственных органов, СМИ, банков, консалтинговых компаний и корпораций. Среди признанных авторитетов в этой области можно назвать:
- Institute for Management Development;
- The Ecomomist;
- Fortune;
- Arthur Andersen;
- Standart&Poor’s;
- Moody’s.
Различают три методологических подхода к оценке инвестиционной привлекательности стран или регионов: суженый, многофакторный (или расширенный), а также рисковый. В первом случае метод включает ряд прогнозных исследований, среди которых:
- динамика распределения накопления и национальных доходов;
- развитие процессов приватизации;
- динамика ВВП, национальных доходов и объемов промышленного производства продукции;
- уровень законодательного регулирования инвестиционной деятельности;
- уровень развития фондового и денежного рынков.
Многофакторный подход позволяет осуществить оценку в большем соответствии с исходными методологическими принципами. Поэтому его считают более объективным. Реализация основывается на оценке восьми факторов.
- Фактор рыночной среды.
- Экономический потенциал.
- Условия хозяйствования.
- Финансовый фактор.
- Группа политических факторов.
- Группа социальных факторов.
- Социокультурный фактор.
- Организационно-правовой фактор.
Многофакторный метод предполагает сведение всех произведенных оценок к единой. Для этого применяется формула средневзвешенной величины оценки. Все составляющие взвешенную оценку факторы умножаются на свою оценку, а затем суммируются. Рассчитанный показатель дополняется сведениями об уровне развития факторов, непосредственно влияющих на состояние инвестиционного климата.
Формула средневзвешенной оценки инвестиционного климата
Третья методика основана на рисковой оценке привлекательности субъектов хозяйствования. Составляющие метод критерии учитывают как уровень потенциала вложений капитала, так и рисков. Кроме того, соотносятся социально-экономический потенциал территории и уровень инвестиционных рисков. Результатами методики часто пользуются стратегические инвесторы, поскольку есть возможность сравнить рассчитанные соотношения для альтернативных вложений и сделать более обоснованный выбор объекта.
Целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации
Целевые модели — комплекс факторов обеспечения благоприятного инвестиционного климата в регионах по 8 направлениям, для каждого из которых определено целевое значение и показатели оценки его достижения.
ПОДРОБНО
Факторы, влияющие на инвестиционный климат и показатели
Инвестиционный климат связан с некоторыми показателями, оказывающими влияние на его динамику. Они становятся основополагающими во время принятия решения по капиталовложениям.
Факторы, влияющие на инвестиционный климат:
- Политические. Зависят от авторитета власти, надежности законодательных органов, распределения полномочий между политическими партиями, состояния межгосударственных взаимоотношений, правовой основы для инвестиционной деятельности и т. д.
- Социальные. Особое значение имеет уровень жизни населения, социальной напряженности и наличие гражданских конфликтов в стране.
- Экономические. На инвестиционный климат воздействуют тенденции экономического роста региона, внутренняя отраслевая политика, уровень инфляции, наличие высоконадежных объектов для капиталовложений и т. д.
- Инновационные. В числе приоритетов: уровень развития научной, интеллектуальной и образовательной сред.
- Финансовые. Важно учитывать сбалансированность бюджета, налогообложение, экономику региона с учетом баланса.
- Ресурсные. Немаловажную роль играет обеспеченность субъекта природными ресурсами.
- Трудовые. Состояние профессионально-трудовых ресурсов и уровень их образования имеют весомое значение.
- Производственные. При оценке инвестиционного климата важно учитывать особенности отраслевой экономики.
- Инфраструктурные. Отдельно рассматривается топографическое расположение страны, инфраструктура, наличие телекоммуникаций.
- Криминальные. Особое влияние оказывает коррумпированность чиновников и уровень преступности в стране.
- Экологические. При рассмотрении инвестиционного климата учитывается даже степень загрязнения окружающей среды в конкретном регионе.
Благоприятные и неблагоприятные причины формирования
Обстоятельства инвестиционного фона воздействуют на социум, с объективного и субъективного ракурсов. Последний взаимосвязан с человеческой активностью. Кроме того, различают причины с положительным и отрицательным последствием на ИК.
Удобный инвестиционный фон и растущая активность вкладчиков формируются за счёт:
- значительного резерва местного маркета;
- повышенной прибыльностью;
- конкурентоспособностью;
- разумными налогами;
- низкой ценой ресурсов;
- реальной помощью властей.
Наряду с положительными, всегда есть отрицательные стороны. Торможение развития инвестиционных процедур, и отрицательное влияние на ИК может быть спровоцировано:
- политнестабильностью;
- соцнапряжённостью (стачки, разбирательства преступных кланов, разногласия на почве религии и этники);
- инфляционным ростом;
- высоким процентом реинвестирования;
- значительным размером госдолга;
- бюджетным дефицитом;
- пассивным остатком платёжного баланса;
- неразвитым законодательством в части невыполнения законов о регулировании инвестиционной сферы.
Информационно-аналитический инвестиционный портал
Актуальная и достоверная информация об условиях ведения бизнеса и инвестиционных возможностях субъектов Российской Федерации.
- Аналитическая карта. Выбор и сравнение регионов по 60 показателям
- Навигатор по мерам поддержки. База данных с возможностью поиска мер государственной поддержки бизнеса по многим параметрам и сравнения предложений в регионах
- Профили регионов. Общая информация, отрасли, расходы, транспорт, логистика и инфраструктура
- Контактная информация корпораций развития и представителей региональной власти
Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата
Экспертные агентства и экономические издания регулярно публикуют «рейтинги привлекательности». В 2019 г. исследовали 85 регионов (данные презентовали на Петербургском международном экономическом форуме).
При составлении рейтинга учитывали 44 показателя по направлениям:
- инфраструктура и ресурсы;
- институты для бизнеса;
- регуляторная среда;
- поддержка малого бизнеса.
Оценка позволяла набрать до 400 баллов. Затем полученные данные переводились в индекс.
По результатам в первой пятерке:
- Москва;
- Республика Татарстан;
- Тюменская область;
- Калужская область;
- Санкт-Петербург.
Лидеры роста – Якутия, Самарская и Новгородская области.
Зарубежный опыт создания инвест климата
Мировой рынок характеризуется дефицитом предложения относительно инвестиционного спроса. Поэтому юрисдикции создают положительную среду для притока капиталовложений на микро- и макроступенях. Например, предусматривает льготные налоговые условия для инвеститоров:
- сниженную ставку на уплату с прибыли;
- дифференцирование скидок налога, зависящих от величины финвложений;
- понижение налоговых ставок для первоочередных отраслей инвестиций;
- налоговые каникулы для компаний с зарубежными инвестициями в течение первых нескольких лет работы.
Мировая практика говорит о распространённом регулировании инвестиционных потоков путём распределения первоочередных отраслей их привлечения. Так, Вьетнам симпатизирует капиталовложениям, затрачиваемым на национальные экономические программы, инвестированию в новейшие технологии, высококлассных специалистов, наращиванию объёмов промышленного производства.
Германия стимулирует эконом развитие стагнационных климатических зон с помощью:
- льготного инвестиционного финансирования
- региональных кредитов, предусмотренных «Программой восстановления Европы»;
- субсидирования земельных программ, промразвития;
- наличие структурных программ развития городов.
Юрисдикции со сформированной промышленной плоскостью активно разрабатывают и реализовывают эффективную госполитику в сфере инноваций. Например, за последнее время промышленность США и Японии выросли на:
15% — за счёт изменения подхода к использованию рабсилы;
25% — из-за увеличения инвестиций;
60% — за счёт усовершенствования технологий.
Эффекты от реализации «дорожных карт»
1. Созданы новые федеральные стандарты оценки.
2. Унифицирована экспертиза отчета об оценке на подтверждение итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки.
3. Отменена обязательная экспертиза отчетов об оценке.
4. Введен досудебный порядок оспаривания результатов государственной кадастровой оценки.
5. Внедрены новые меры дисциплинарного воздействия в саморегулируемых организациях оценщиков.
Совершенствование оценочной деятельности
В годовых отчетах требования о раскрытии информации о сделках, в совершении которых имеется заинтересованность, дополнены следующими требованиями:
- • о необходимости указания лица, заинтересованного в совершении сделки, и оснований его заинтересованности;
- • о необходимости предоставления лицом, заинтересованным в совершении сделки, информации обо всех обстоятельствах его заинтересованности.
Корпоративное управление
1. В 2 раза сокращен срок техприсоединения к электросетям – с 30 до 15 дней (объекты с максимальной мощностью до 670 кВт).
2. Сокращено число обязательных процедур для подключения к электросетям — с 10 до 3.
3. Отменены затраты предпринимателя на строительство электросетей от существующей сети до подключаемого объекта.
4. Введена беспроцентная рассрочка на 3 года при подключении к электросетям (объекты до 150 кВт).
5. Предоставлена возможность уведомительного порядка допуска объектов в эксплуатацию (объекты до 670 кВт и напряжением до 10 кВ).
6. Отменено согласование с сетевой компанией схемы внешнего и внутреннего электроснабжения (объекты до 150 кВт).
7. Введен электронный прием заявок на технологическое присоединение.
8. Введена процедура параллельного заключения договора энергоснабжения до завершения мероприятий по технологическому присоединению.
Подключение к электросетям
1. Сокращены обязательные процедуры для старта бизнеса: по количеству — с 9 до 3, по срокам — с 30 дней до 7.
2. Введена онлайн-регистрация новых компаний.
3. Отменена обязательность печати для компаний.
4. Отменено нотариальное заверение заявления о регистрации компании.
5. Обеспечена возможность бесплатного онлайн-доступа к содержащимся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП сведениям для любого интернет-пользователя.
Регистрация предприятий
1. Утверждены 5 исчерпывающих перечней процедур в строительстве (в сфере жилого и нежилого строительства, строительства сетей водоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения).
2. Уменьшилось число обязательных процедур в сфере жилищного строительства с 51 до 14, сокращены сроки почти в 2 раза — с 423 до 239 дней.
3. Введена обязанность власти проводить аукционы по предоставлению свободных земельных участков по заявлениям граждан и юридических лиц.
4. Установлена обязанность по передаче земельных участков, находящихся в государственной собственности, в собственность муниципальных образований на территориях, на которых приняты правила землепользования и застройки.
5. Введен 6-месячный срок – между датами утверждения генеральных планов городских поселений (округов) и программ развития транспортной и социальной инфраструктуры.
6. Установлена процедура административного обжалования действий чиновников в области строительства и земельных отношений.
7. Установлен порядок утверждения документации по планировке территории на основании заявлений граждан и юридических лиц.
Строительство
1. Продлен максимальный срок эксплуатации моделей контрольно-кассовой техники, исключенных из Госреестра, до истечения срока службы, но не больше 10 лет.
2. Закреплено категорирование объектов, оказывающих негативное воздействие не окружающую среду.
3. На сайте Минфина создана горячая линия по консультированию предпринимателей об особенностях ведения бухучета и упрощенной системе налогообложения.
Качество госрегулирования
1. Установлена обязательная квота закупок у субъектов МСП для госкомпаний в размере не менее 18% годового объёма.
2. Установлена обязанность заказчиков создавать совещательные органы.
3. Запущен ряд пилотных программ партнерства между заказчиками и субъектами МСП.
Доступ к закупкам госкомпаний
1. Утвержден Стандарт развития конкуренции в российских регионах.
2. Отменено понятие «доминирующего положения», если учредитель малого предприятия — физлицо, а его выручка – не выше 400 миллионов рублей в год.
3. Установлен запрет на осуществление закупок в случае, если между участником закупки и заказчиком существует конфликт интересов.
Поддержка конкуренции
1. Внедрена возможность оплаты таможенных платежей онлайн.
2. Упрощены процедуры декларирования товаров – например, больше не нужно представлять документы, подтверждающие уплату таможенных платежей.
3. Смягчена ответственность за нарушения в области таможенного дела.
4. Отменен ряд излишних требований (таможней — паспорта сделки, банками — бумажной копии таможенной декларации).
Таможенное администрирование
1. Создан Российский экспортный центр – «единое окно» по финансовой и информационно-консультационной поддержке отечественных экспортеров.
2. Запущена программа Росэксимбанка по поддержке выпуска высокотехнологичной продукции — кредитование с субсидированной процентной ставкой.
3. Разработан комплекс мероприятий по упрощению розничной и мелкооптовой экспортной торговли.
4. Упрощены процедуры подтверждения налоговой ставки 0% по НДС.
5. Внедрен порядок возмещения части затрат, связанных с поддержкой Внешэкономбанком производства высокотехнологичной продукции.
Поддержка экспорта
1. Отменены командировочные удостоверения.
2. Продлен срок сдачи отчетности по НДС на 5 дней.
3. Внедрен режим добровольного «расширенного взаимодействия» налогоплательщиков и налоговых органов.
4. Введена возможность предоставить в банк электронную справку из налоговой об отсутствии задолженности.
5. Снижен порог для заявительного возмещения НДС — с 10 до 7 млрд.
6. Предоставлена возможность получения социальных налоговых вычетов на работе.
Налоговое администрирование
1. Введена полностью электронная система подачи документов для государственной регистрации прав на недвижимость.
2. Сокращен срок регистрации права собственности с 43 календарных до 10 рабочих дней.
Регистрация собственности
Административные барьеры, тормозящие инвестиционный климат
Сложно сказать, что не оказывает влияние на инвестиционный климат. Вышеописанные факторы охватывают все варианты деятельности в стране.
Но с легкостью можно выделить административные барьеры, тормозящие развитие экономики:
- наложение ограничений, не предусмотренных законом;
- навязывание обязанностей за пределами правового поля;
- ограничения при входе на рынок (лицензирование, различные разрешения, обязательная регистрация деятельности в регионе, доступность кредитования и пр.);
- таможенные барьеры (пошлины, отсутствие сертификатов, паспортов и пр.);
- чрезмерный бюрократизм на государственном уровне.
Самые серьезные и сложные барьеры ожидают инвестора при входе на рынок.
Классификация факторов, имеющих влияние на климат для вкладчиков
Чтобы осознать сущности рассматриваемого термина и сформировать собственное мнение о нём, необходим анализ факторов, влияющих на развитие ИК. Инвестпредпочтения определяются следующими значимыми составляющими инвестиционной обстановки определённой территории:
- Политфакторы для климата, это авторитетность местных властных структур, законодательная стабильность, распределение полномочий в разных политинститутах, состояние междунациональных взаимоотношений, присутствие гарантированного порядка для уверенности вкладчика, юридические инвестиционные нюансы по отраслевому признаку.
- Климат соцфакторов — условия обитания населения, степенью соцнапряжения, наличие разногласий в соцсфере, степень прогресса последней.
- Экономфакторы, определяющие климат, это структура региональной экономики и прогноз её прогресса, сложившаяся степень инвестиционной активности, ёмкость действующего локального маркета, экономическая политика органов власти по расширению финнаправлений, свобода перечисления дивидендов за границу, инфляционная компонента, эффективные объекты капиталовложений.
- Климат финансфакторов — бюджетный баланс региона и финансов компаний, налогообложение, доходность региональных компаний.
- Ресурсный инвест климат — обеспеченность конкретной территории природными запасами.
- Трудовые — рабресурсы, их квалификация и профпригодность.
- Производственный инвест климат — особенности специализации, местные ресурсы, задействованные в производстве.
- Климат инновационный — степень научного продвижения, а также разработка и применение результатов НТП на местах, интеллектуально-образовательная степень социума.
- Инфраструктурный климат — география региона, освоенность, обустроенность, развитость телекоммуникационных систем, присутствие базы для инвестиционных потоков.
- Экологии — загрязнённость, региональный климат.
- Криминальный климат — степень неподкупности властных структур, преступность.
Меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
- Бизнес-навигатор МСП
- Единый реестр субъектов МСП
- База правовых решений
- Истории успеха сельхозкооперации
Рабочая группа
При Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции создана рабочая группа, которая обеспечивает единую стратегию взаимодействия России с Всемирным банком – для повышения позиции нашей страны в рейтинге Doing Business. Ее деятельность направлена на реализацию дополнительных мер, необходимых для того, чтобы было проще и дешевле вести бизнес в стране. Рабочая группа оценивает практику правоприменения, выявляет актуальные проблемы, затрудняющие реализацию реформ, и оперативно реагирует на них.
ПОДРОБНО
«Дорожные карты» НПИ
В 2012 году Агентство стратегических инициатив приступило к реализации Национальной предпринимательской инициативы (НПИ), цель которой – улучшить условия ведения бизнеса в стране. Впервые предприниматели вместе с представителями органов власти и экспертным сообществом участвовали в создании «дорожных карт» — планов мероприятий, направленных на упрощение, удешевление, ускорение процедур ведения бизнеса.
12 «дорожных карт» были утверждены Правительством Российской Федерации. Нововведения НПИ коснулись сфер, важных для ведения бизнеса, включая ускорение и удешевление процедур подключения к энергосетям, регистрации юридических лиц и прав собственности, строительства, таможенного регулирования, доступа к закупкам госкомпаний и других.
В качестве контрольных показателей успешной реализации «дорожных карт» выбран ежегодный рейтинг Всемирного банка Doing Business («Ведение бизнеса»), а также индикаторы конкурентной среды OECD PMR и индикаторы предпринимательской активности New Business Density.
Административные процедуры
- Корпоративное
управление - Регуляторная
среда - Оценочная
деятельность - Налоговое
администрирование - Регистрация
предприятий - Регистрация
собственности
Рынки
- Доступ к закупкам госкомпаний
и компаний с госучастием - Развитие конкуренции
- Рынок
лекарственных
препаратов - Рынок
медицинских услуг - Рынок
авиаперевозок - Рынок
нефтепродуктов - Рынок
услуг связи
- Рынок
Инфраструктура
- Получение
разрешений
на строительство - Подключение
к энергосетям
Внешнеэкономическая деятельность
- Упрощение
таможенных
процедур - Продвижение на рынках зарубежных стран и поддержка экспорта
За годы реализации НПИ была проведена большая работа, что подтверждают и оценки международных экспертов. Так, в 2019 году Россия заняла 28-е место в рейтинге Doing Business Всемирного банка. При этом наша страна занимает самую высокую позицию среди всех партнеров по БРИКС.
НПИ как проект завершился в 2018 году, но АСИ продолжает работу по устранению административных барьеров.
496
правовых актов принято 54
процедуры сокращены 357
дней сокращено
Всероссийский конкурс лучших практик и инициатив социально-экономического развития субъектов Российской Федерации
Конкурс был организован для того, чтобы выявить лучшие практики и инициативы социально-экономического развития, подтвердившие свою эффективность в регионах России и муниципальных образованиях, способствующие улучшению делового климата, повышению инвестиционного потенциала территорий.
ПОДРОБНО
Опыт улучшения инвестиционного климата за рубежом
На мировом рынке спрос на свободные инвестиционные ресурсы значительно превышает предложение, поэтому государства стремятся создавать максимально благоприятные условия для привлечения внутренних и внешних инвестиций. Так, во многих странах налоговой системой предусмотрен ряд льгот для инвесторов: взыскание налогов из прибыли предприятий по сниженной ставке, дифференциация налоговых льгот в зависимости от размера инвестиций, снижение налоговых ставок в зависимости от сферы вложения капитала, освобождение предприятий с иностранными инвестициями от налогов в первые годы их деятельности, снижение налоговых ставок и другие налоговые льготы в специальных свободных экономических зонах.
В Австрии налог на корпорации (прибыль) составляет 30%, промышленный налог – 13-14%. Если австрийская фирма имеет инвестиции иностранной фирмы, она освобождается от налогов на прибыль при соблюдении условий, благоприятных для иностранных и отечественных инвесторов. В Малайзии корпоративный налог одинаков для всех и составляет 35%, другие налоги низкие или их не существует. Инвестиции в «пионерную» отрасль (к таким отраслям относят почти каждое производство) в течение 5 лет не облагаются налогом. В США большое стимулирующее значение для ускорения обновления производственного аппарата и основных фондов имеет инвестиционный налоговый кредит, который предусматривает снижение налогооблагаемой прибыли на сумму вложений, которые используются для приобретения машин и оборудования.
В мировой практике распространено регулирование инвестиционных потоков через определение приоритетных сфер их привлечения. Так, во Вьетнаме поощряются инвестиции для реализации государственных экономических программ, капиталовложения в передовую технологию и квалифицированную рабочую силу, на интенсификацию производства, увеличение мощностей промышленных предприятий. В Германии для развития экономики отсталых районов предусмотрены:
- льготные инвестиционные кредиты, т.е. специальные инвестиционные кредиты при создании высокотехнологичных производств;
- региональные кредиты в рамках «Программы восстановления Европы»;
- субсидии в соответствии с земельными программами развития промышленности;
- субсидии в соответствии со структурными программами развития средних городов и др.
Активизации инвестиционных процессов способствует либеральное амортизационное законодательство, в частности применение методов ускоренной амортизации, которые давно действуют в США, Великобритании, Германии, Японии, Франции, Швеции, Швейцарии и в других странах. Высокая норма выбытия основного капитала в этих странах в 90-х гг. XX в. свидетельствует об интенсивном характере воспроизводственного производства.
В мировой практике важную роль играет лизинг как форма долгосрочной аренды с правом выкупа основных средств, приобретенных арендодателем для арендатора с целью их производственного использования. Доля расходов на лизинговые операции в общих капиталовложениях составляет в США – 30%, в Англии, Франции, Швеции, Испании – 13-17%, в Италии, Голландии – 12-14%, в Австрии, Дании, Норвегии – 8-10%.
В промышленно развитых странах большое значение придают разработке и реализации эффективной государственной инновационной политики. По данным английского комиссии по трудовым ресурсам, 15% рост общей эффективности американской и японской промышленности является следствием изменений в характере использования рабочей силы, 25% – капиталовложений и 60% – изменений в технологиях.
Цифровая платформа для обращений предпринимателей
ЗаБизнес.рф — цифровая платформа для обращений предпринимателей в связи с оказанием на них давления со стороны правоохранительных органов.
ПОДРОБНО