Инвестиционный климат региона, страны
Под инвестиционным климатом описывается степень надежности ситуации, которая складывается на определенной территории по отношению к капиталовложениям, сделанным в экономику государства. Иными словами, это совокупность условий, характеризующих инвестиционную привлекательность региона.
Финансист, выбирая, страну для инвестирования, анализирует имеющиеся риски:
- стабильность рыночной конъюнктуры;
- колебания внешнеполитического курса;
- изменения в законодательстве.
Если сравнивать его на уровне стран и регионов, то существенных различий можно и не заметить. При оценке климата важно учитывать сложившуюся социально-экономическую ситуацию в стране.
Инвестиционный климат и его составляющие
Инвестиционный климат невозможно проанализировать вне его структуры:
- Инвестиционный потенциал – обозначает характеристику, отражающую макроэкономические показатели страны (насколько развита производственная сфера, имеется ли спрос и как функционируют рынки). Огромное значение в формировании критерия играет инфраструктура государства, инновационный и интеллектуальный потенциал.
- Инвестиционный риск отражает, насколько эффективна экономика субъекта капиталовложений, уровни возможных потерь и доходов.
- Инвестиционная привлекательность – это показатель, характеризующий позицию субъекта на внешнем рынке. На практике критерий поможет опередить выгодный вариант для капиталовложений за счет сравнения нескольких предложений. Особое значение уделяется наличию факторов, способствующих увеличению доходов и снижению рисков.
Исследования показывают, что главной его составляющей принято считать инвестиционный потенциал в тандеме с инвестиционной активностью.
Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации
Рейтинг оценивает усилия органов власти всех уровней в регионах по созданию благоприятных условий ведения бизнеса. Основная часть показателей формируется исходя из опросов региональных предпринимателей.
Пилотная апробация Национального рейтинга прошла в 2014 году в 21 субъекте Российской Федерации. Первый полномасштабный рейтинг был проведен в 2015 году. Работу региональных команд по созданию комфортных условий для бизнеса оценили в 76 субъектах Российской Федерации. В 2016 году исследование охватило все 85 регионов России. В 2017 году в рейтинге на общих условиях приняли участие все регионы России, 51 регион продемонстрировал общий рост интегрального показателя по сравнению с прошлым годом. В 2018 году рост в рейтинге продемонстрировали 78 регионов.
ПОДРОБНО
Опыт улучшения инвестиционного климата за рубежом
На мировом рынке спрос на свободные инвестиционные ресурсы значительно превышает предложение, поэтому государства стремятся создавать максимально благоприятные условия для привлечения внутренних и внешних инвестиций. Так, во многих странах налоговой системой предусмотрен ряд льгот для инвесторов: взыскание налогов из прибыли предприятий по сниженной ставке, дифференциация налоговых льгот в зависимости от размера инвестиций, снижение налоговых ставок в зависимости от сферы вложения капитала, освобождение предприятий с иностранными инвестициями от налогов в первые годы их деятельности, снижение налоговых ставок и другие налоговые льготы в специальных свободных экономических зонах.
В Австрии налог на корпорации (прибыль) составляет 30%, промышленный налог – 13-14%. Если австрийская фирма имеет инвестиции иностранной фирмы, она освобождается от налогов на прибыль при соблюдении условий, благоприятных для иностранных и отечественных инвесторов. В Малайзии корпоративный налог одинаков для всех и составляет 35%, другие налоги низкие или их не существует. Инвестиции в «пионерную» отрасль (к таким отраслям относят почти каждое производство) в течение 5 лет не облагаются налогом. В США большое стимулирующее значение для ускорения обновления производственного аппарата и основных фондов имеет инвестиционный налоговый кредит, который предусматривает снижение налогооблагаемой прибыли на сумму вложений, которые используются для приобретения машин и оборудования.
В мировой практике распространено регулирование инвестиционных потоков через определение приоритетных сфер их привлечения. Так, во Вьетнаме поощряются инвестиции для реализации государственных экономических программ, капиталовложения в передовую технологию и квалифицированную рабочую силу, на интенсификацию производства, увеличение мощностей промышленных предприятий. В Германии для развития экономики отсталых районов предусмотрены:
- льготные инвестиционные кредиты, т.е. специальные инвестиционные кредиты при создании высокотехнологичных производств;
- региональные кредиты в рамках «Программы восстановления Европы»;
- субсидии в соответствии с земельными программами развития промышленности;
- субсидии в соответствии со структурными программами развития средних городов и др.
Активизации инвестиционных процессов способствует либеральное амортизационное законодательство, в частности применение методов ускоренной амортизации, которые давно действуют в США, Великобритании, Германии, Японии, Франции, Швеции, Швейцарии и в других странах. Высокая норма выбытия основного капитала в этих странах в 90-х гг. XX в. свидетельствует об интенсивном характере воспроизводственного производства.
В мировой практике важную роль играет лизинг как форма долгосрочной аренды с правом выкупа основных средств, приобретенных арендодателем для арендатора с целью их производственного использования. Доля расходов на лизинговые операции в общих капиталовложениях составляет в США – 30%, в Англии, Франции, Швеции, Испании – 13-17%, в Италии, Голландии – 12-14%, в Австрии, Дании, Норвегии – 8-10%.
В промышленно развитых странах большое значение придают разработке и реализации эффективной государственной инновационной политики. По данным английского комиссии по трудовым ресурсам, 15% рост общей эффективности американской и японской промышленности является следствием изменений в характере использования рабочей силы, 25% – капиталовложений и 60% – изменений в технологиях.
Факторы, влияющие на инвестиционный климат и показатели
Инвестиционный климат связан с некоторыми показателями, оказывающими влияние на его динамику. Они становятся основополагающими во время принятия решения по капиталовложениям.
Факторы, влияющие на инвестиционный климат:
- Политические. Зависят от авторитета власти, надежности законодательных органов, распределения полномочий между политическими партиями, состояния межгосударственных взаимоотношений, правовой основы для инвестиционной деятельности и т. д.
- Социальные. Особое значение имеет уровень жизни населения, социальной напряженности и наличие гражданских конфликтов в стране.
- Экономические. На инвестиционный климат воздействуют тенденции экономического роста региона, внутренняя отраслевая политика, уровень инфляции, наличие высоконадежных объектов для капиталовложений и т. д.
- Инновационные. В числе приоритетов: уровень развития научной, интеллектуальной и образовательной сред.
- Финансовые. Важно учитывать сбалансированность бюджета, налогообложение, экономику региона с учетом баланса.
- Ресурсные. Немаловажную роль играет обеспеченность субъекта природными ресурсами.
- Трудовые. Состояние профессионально-трудовых ресурсов и уровень их образования имеют весомое значение.
- Производственные. При оценке инвестиционного климата важно учитывать особенности отраслевой экономики.
- Инфраструктурные. Отдельно рассматривается топографическое расположение страны, инфраструктура, наличие телекоммуникаций.
- Криминальные. Особое влияние оказывает коррумпированность чиновников и уровень преступности в стране.
- Экологические. При рассмотрении инвестиционного климата учитывается даже степень загрязнения окружающей среды в конкретном регионе.
Создание благоприятного инвестиционного климата
Создание благоприятного инвестиционного климата – главная задача для административного аппарата, стремящегося привлечь средства в развитие страны. Этому способствуют:
- благоприятный климат на внутренних рынках;
- стабильные нормы прибыли;
- слабая конкуренция;
- сбалансированная налоговая система;
- низкая цена на сырье и ресурсы;
- государственная поддержка.
Улучшение инвестиционного климата происходит за счет:
- снижения инфляции;
- преференций при налогообложении прибыли;
- освобождения от уплаты НДС;
- выдачи льготных займов в валюте;
- организации выставок для зарубежных инвесторов с экспозицией в сфере перспективных разработок.
Министерством экономики РФ разработан специальный проект, включающий мероприятия по созданию благоприятного инвестиционного климата страны.
Цифровая платформа для обращений предпринимателей
ЗаБизнес.рф — цифровая платформа для обращений предпринимателей в связи с оказанием на них давления со стороны правоохранительных органов.
ПОДРОБНО
Улучшение инвестиционного климата
Агентство стратегических инициатив разработало план для улучшения инвестиционного климата. Включающий следующие рекомендации:
- В регионах необходимо разработать правовую базу для защиты интересов инвесторов.
- Государство обязано контролировать механизмы поддержки инвестиционной деятельности. Данное требование необходимо ввести по всей стране, оно будет способствовать повышению уровню доверия со стороны зарубежного капитала.
- Требуется создать Совет по улучшению и развитию инвестиционного климата и организацию по привлечению иностранных капиталовложений.
- Сформировать надежную инфраструктуру, необходимую для размещения инвестиций.
- Создать систему профессиональной подготовки и переподготовки трудовых ресурсов с учетом зарубежного опыта.
- Разработать портал, на котором будут выкладываться статистические данные по инвестиционным проектам и практические советы по улучшению макроэкономических показателей.
- Принять регламент, который будет состоять из нескольких отдельных блоков, описывающих сопровождение проектов на каждом этапе.
Инвестиционная политика государства
Специфика инвестиционного климата страны и регионов состоит в том, что ключевые индикаторы являются не только предметом регулярного мониторинга, но и подвержены государственному регулированию. Это происходит благодаря разработанной и действующей инвестиционной политике, которой государство в последние годы уделяет серьезное внимание. Инвестиционная среда, тесно взаимодействуя с финансовой системой, способна выступить локомотивом экономики, если ею заниматься на стратегическом уровне и на уровне локальных проектов.
Современная инвестиционная политика формирует главный идеологический лейтмотив воздействия на климат посредством включения и развития управляющих факторов. Ее целью является обеспечение стабильности экономического и социального развития за счет роста прибыльности и минимизации рисков. Главные направления государственной инвестиционной политики представлены далее.
Главные направления государственной инвестиционной политики
В политике признается, что Россия занимает далеко не первые места среди привлекательных для инвестиций государств. В стране отсутствуют льготы и привилегии для иностранного капитала, у национальной валюты нет стабильности, налоговая система непредсказуема. Есть проблемы с бюрократией и коррупцией. Вместе с тем, инвестиционному климату и региональным рейтингам в политике уделяется большое внимание. Существенное значение придается мониторингу климата и разработке специальных рейтингов инвестиционной привлекательности российских регионов.
В стране принята многоуровневая методика мониторинга инвестиционного климата. Она выявляет сходство условий для межрегиональных образований и позволяет учитывать различия в специфике разных зон. Выявляются синергетические эффекты климата. Для реализации мониторинговых функций применяется пятиуровневая модель, представленная ниже.
Многоуровневая схема мониторинга инвестиционного климата
Разработка рейтингов инвестиционной привлекательности регионов должна помочь снизить бюрократию в регионах и в муниципалитетах. Это один из ключевых KPI для региональных руководителей, свидетельствующий об их эффективности. РА «Эксперт» достаточно давно ведет эту работу, накопив богатый опыт. Для снижения предпринимательских издержек и ускорения начала инвестиционной деятельности предполагается активная практика опубликования перечней перспективных территорий под застройку и осуществление иных форм капитальных вложений.
Современная инвестиционная политика предполагает улучшение законодательства в направлении стабильности, большей защиты прав собственности, издания специальных законодательных актов, регулирующих инвестиционный процесс. Политика предполагает работу с тремя группами показателей по потенциалу, риску и активности в сфере инвестиций, с тем, чтобы на их основе принимать решения и реализовывать соответствующие меры по развитию.
Схема реализации инвестиционной политики государства по управлению инвестиционным климатом
Меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
- Бизнес-навигатор МСП
- Единый реестр субъектов МСП
- База правовых решений
- Истории успеха сельхозкооперации
«Дорожные карты» НПИ
В 2012 году Агентство стратегических инициатив приступило к реализации Национальной предпринимательской инициативы (НПИ), цель которой – улучшить условия ведения бизнеса в стране. Впервые предприниматели вместе с представителями органов власти и экспертным сообществом участвовали в создании «дорожных карт» — планов мероприятий, направленных на упрощение, удешевление, ускорение процедур ведения бизнеса.
12 «дорожных карт» были утверждены Правительством Российской Федерации. Нововведения НПИ коснулись сфер, важных для ведения бизнеса, включая ускорение и удешевление процедур подключения к энергосетям, регистрации юридических лиц и прав собственности, строительства, таможенного регулирования, доступа к закупкам госкомпаний и других.
В качестве контрольных показателей успешной реализации «дорожных карт» выбран ежегодный рейтинг Всемирного банка Doing Business («Ведение бизнеса»), а также индикаторы конкурентной среды OECD PMR и индикаторы предпринимательской активности New Business Density.
Административные процедуры
- Корпоративное
управление - Регуляторная
среда - Оценочная
деятельность - Налоговое
администрирование - Регистрация
предприятий - Регистрация
собственности
Рынки
- Доступ к закупкам госкомпаний
и компаний с госучастием - Развитие конкуренции
- Рынок
лекарственных
препаратов - Рынок
медицинских услуг - Рынок
авиаперевозок - Рынок
нефтепродуктов - Рынок
услуг связи
- Рынок
Инфраструктура
- Получение
разрешений
на строительство - Подключение
к энергосетям
Внешнеэкономическая деятельность
- Упрощение
таможенных
процедур - Продвижение на рынках зарубежных стран и поддержка экспорта
За годы реализации НПИ была проведена большая работа, что подтверждают и оценки международных экспертов. Так, в 2019 году Россия заняла 28-е место в рейтинге Doing Business Всемирного банка. При этом наша страна занимает самую высокую позицию среди всех партнеров по БРИКС.
НПИ как проект завершился в 2018 году, но АСИ продолжает работу по устранению административных барьеров.
496
правовых актов принято 54
процедуры сокращены 357
дней сокращено
Факторы, определяющие инвестиционный климат
Понимание сути исследуемой категории и формирования авторского взгляда на его содержание требует анализа факторов, под воздействием которых инвестиционный климат развивается. Среди общих факторов, оказывающих наибольшее влияние на предпочтения инвесторов и относящихся к наиболее существенным элементам инвестиционного климата региона, в экономической литературе принято выделять:
- политические факторы (авторитетность местной власти, стабильность законодательных и общественных структур, распределение власти между различными политическими группами и партиями, состояние межнациональных отношений, степень развития законодательной базы, наличие механизмов гарантии и защиты инвестиций, юридические условия инвестирования в те или иные отрасли);
- социальные факторы (социальные условия проживания населения, уровень социальной напряженности, наличие социальных конфликтов, уровень развития социальной сферы);
- экономические факторы (наиболее влиятельные) факторы (структура экономики региона, тенденции экономического развития региона, сложившийся уровень инвестиционной активности, емкость существующего местного рынка, экономическая политика правительства по развитию инвестируемых отраслей, возможность перевода дивидендов за рубеж, уровень инфляции, наличие высокоэффективных инвестиционных объектов);
- финансовые факторы (степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий, система налогообложения, состояние платёжного баланса и прибыльность предприятий региона);
- ресурсно-сырьевые факторы (обеспеченность региона природными ресурсами);
- трудовые факторы (наличие трудовых ресурсов и уровень их квалификации, профессионально-образовательный уровень трудовых ресурсов);
- производственные факторы (особенности отраслевой специализации, наличие и размещение необходимых для производства ресурсов);
- инновационные факторы (уровень развития науки, уровень разработки и внедрения достижений НТП в регионе, интеллектуально-образовательный уровень населения);
- инфраструктурные факторы (территориально-географическое положение региона, инфраструктурная освоенность, обустроенность и обеспеченность региона, развитие системы телекоммуникаций, наличие инвестиционной инфраструктуры, степень развития инфраструктуры рыночной экономики);
- экологические факторы (уровень загрязнения окружающей среды, природно-климатические условия в регионе);
- криминальные факторы (коррумпированность структур власти, уровень преступности в регионе).
Как правило, факторы инвестиционного климата классифицируют по возможности воздействия общества на них: объективные и субъективные. Первые факторы весьма многообразны. Вторые связаны с деятельностью человека. При этом можно выделить моменты, положительно и негативно влияющие на инвестиционный климат. К обстоятельствам, способствующим созданию благоприятного инвестиционного климата и повышению инвестиционной активности в стране, относятся:
- высокий потенциал внутреннего рынка;
- высокая норма прибыли;
- низкий уровень конкуренции;
- стабильная налоговая система;
- низкая стоимость ресурсов (сырьевых, трудовых, финансовых);
- эффективная поддержка государства.
К факторам, препятствующим развитию инвестиционных процессов и тем самым ухудшающим инвестиционный климат в стране, относятся:
- политическая нестабильность;
- социальная напряженность (забастовки, войны мафиозных структур, этнические и религиозные распри и т. д.);
- высокий уровень инфляции;
- высокие ставки рефинансирования;
- высокий уровень внешнего и внутреннего долга;
- дефицит бюджета;
- пассивное сальдо платежного баланса;
- неразвитость законодательства, в том числе неисполнение законов, регулирующих инвестиционную сферу;
- высокие трансакционные издержки.
Следовательно, инвестиционный климат можно рассматривать в разрезе совокупности политических, социально-экономических, финансовых, организационно-правовых и географических факторов, привлекающих или отталкивающих потенциальных инвесторов.
Факторы, которые его определяют
Факторы, в разной степени влияющие на инвестиционный климат, давно известны и изучены экономической наукой. Среди них обычно выделяют:
- политические;
- экономические;
- финансовые;
- социальные;
- правовые;
- ресурсные;
- и прочие.
Под политическим фактором принято понимать устойчивость существующей в стране системы государственной власти. Например, иностранные инвесторы, приходя на инвестиционный рынок Российской Федерации, чувствуют себя достаточно спокойно. Это предопределено тем, что на протяжении двух с половиной десяткой лет, власть в нашей стране легитимно передается из рук в руки на основании Конституции РФ и других действующих законов.
Экономический фактор был и остается одним из главных элементов, который формирует благоприятный либо неблагоприятный инвестиционный деловой климат. В его рамках мы можем говорить о развитии экономики, емкости внутреннего рынка, уровне сложившейся инвестиционной активности и так далее.
Финансовый фактор всегда был близок к экономическому, но при этом имеет собственную специфику. В частности, он затрагивает действующую налоговую систему, сбалансированность государственных и региональных бюджетов, прибыльность компаний и прочее.
Социальный фактор особенно важен в таком многонациональном государстве, как Россия. Он формируется под воздействием существующих этнических конфликтов, наличия напряженности в обществе, уровне жизни населения и так далее.
Правовой фактор связан с уровнем развития нормативно-правовой базы государства. Особенно той части законодательства, которое регламентирует правоотношения в сфере инвестирования.
Ресурсный фактор напрямую связан с существующей в стране ресурсно-сырьевой базой, наличия природных ресурсов и разведанных месторождений полезных ископаемых.
Кроме них также могут выделяться производственные, трудовые, инновационные, инфраструктурные, экологические и криминогенные факторы, которые оказывают влияние на формирование инвестиционного климата.
Дополнительно принято выделять факторы, способствующие улучшению или ухудшению текущего инвестиционного климата. К первой группе принято относить:
- высокая емкость внутренних рынков;
- низкая конкуренция;
- высокая норма прибыльности;
- стабильность системы налогообложения;
- дешевизна ресурсов;
- государственная поддержка инвесторов;
- и прочие.
Во вторую группу, как правило, включают:
- политическую нестабильность;
- социальную напряженность;
- быстрорастущую инфляцию;
- высокую ставку рефинансирования;
- пробелы и коллизии в законодательстве;
- и так далее.
Информационно-аналитический инвестиционный портал
Актуальная и достоверная информация об условиях ведения бизнеса и инвестиционных возможностях субъектов Российской Федерации.
- Аналитическая карта. Выбор и сравнение регионов по 60 показателям
- Навигатор по мерам поддержки. База данных с возможностью поиска мер государственной поддержки бизнеса по многим параметрам и сравнения предложений в регионах
- Профили регионов. Общая информация, отрасли, расходы, транспорт, логистика и инфраструктура
- Контактная информация корпораций развития и представителей региональной власти
Административные барьеры, тормозящие инвестиционный климат
Сложно сказать, что не оказывает влияние на инвестиционный климат. Вышеописанные факторы охватывают все варианты деятельности в стране.
Но с легкостью можно выделить административные барьеры, тормозящие развитие экономики:
- наложение ограничений, не предусмотренных законом;
- навязывание обязанностей за пределами правового поля;
- ограничения при входе на рынок (лицензирование, различные разрешения, обязательная регистрация деятельности в регионе, доступность кредитования и пр.);
- таможенные барьеры (пошлины, отсутствие сертификатов, паспортов и пр.);
- чрезмерный бюрократизм на государственном уровне.
Самые серьезные и сложные барьеры ожидают инвестора при входе на рынок.
Эффекты от реализации «дорожных карт»
1. Созданы новые федеральные стандарты оценки.
2. Унифицирована экспертиза отчета об оценке на подтверждение итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки.
3. Отменена обязательная экспертиза отчетов об оценке.
4. Введен досудебный порядок оспаривания результатов государственной кадастровой оценки.
5. Внедрены новые меры дисциплинарного воздействия в саморегулируемых организациях оценщиков.
Совершенствование оценочной деятельности
В годовых отчетах требования о раскрытии информации о сделках, в совершении которых имеется заинтересованность, дополнены следующими требованиями:
- • о необходимости указания лица, заинтересованного в совершении сделки, и оснований его заинтересованности;
- • о необходимости предоставления лицом, заинтересованным в совершении сделки, информации обо всех обстоятельствах его заинтересованности.
Корпоративное управление
1. В 2 раза сокращен срок техприсоединения к электросетям – с 30 до 15 дней (объекты с максимальной мощностью до 670 кВт).
2. Сокращено число обязательных процедур для подключения к электросетям — с 10 до 3.
3. Отменены затраты предпринимателя на строительство электросетей от существующей сети до подключаемого объекта.
4. Введена беспроцентная рассрочка на 3 года при подключении к электросетям (объекты до 150 кВт).
5. Предоставлена возможность уведомительного порядка допуска объектов в эксплуатацию (объекты до 670 кВт и напряжением до 10 кВ).
6. Отменено согласование с сетевой компанией схемы внешнего и внутреннего электроснабжения (объекты до 150 кВт).
7. Введен электронный прием заявок на технологическое присоединение.
8. Введена процедура параллельного заключения договора энергоснабжения до завершения мероприятий по технологическому присоединению.
Подключение к электросетям
1. Сокращены обязательные процедуры для старта бизнеса: по количеству — с 9 до 3, по срокам — с 30 дней до 7.
2. Введена онлайн-регистрация новых компаний.
3. Отменена обязательность печати для компаний.
4. Отменено нотариальное заверение заявления о регистрации компании.
5. Обеспечена возможность бесплатного онлайн-доступа к содержащимся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП сведениям для любого интернет-пользователя.
Регистрация предприятий
1. Утверждены 5 исчерпывающих перечней процедур в строительстве (в сфере жилого и нежилого строительства, строительства сетей водоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения).
2. Уменьшилось число обязательных процедур в сфере жилищного строительства с 51 до 14, сокращены сроки почти в 2 раза — с 423 до 239 дней.
3. Введена обязанность власти проводить аукционы по предоставлению свободных земельных участков по заявлениям граждан и юридических лиц.
4. Установлена обязанность по передаче земельных участков, находящихся в государственной собственности, в собственность муниципальных образований на территориях, на которых приняты правила землепользования и застройки.
5. Введен 6-месячный срок – между датами утверждения генеральных планов городских поселений (округов) и программ развития транспортной и социальной инфраструктуры.
6. Установлена процедура административного обжалования действий чиновников в области строительства и земельных отношений.
7. Установлен порядок утверждения документации по планировке территории на основании заявлений граждан и юридических лиц.
Строительство
1. Продлен максимальный срок эксплуатации моделей контрольно-кассовой техники, исключенных из Госреестра, до истечения срока службы, но не больше 10 лет.
2. Закреплено категорирование объектов, оказывающих негативное воздействие не окружающую среду.
3. На сайте Минфина создана горячая линия по консультированию предпринимателей об особенностях ведения бухучета и упрощенной системе налогообложения.
Качество госрегулирования
1. Установлена обязательная квота закупок у субъектов МСП для госкомпаний в размере не менее 18% годового объёма.
2. Установлена обязанность заказчиков создавать совещательные органы.
3. Запущен ряд пилотных программ партнерства между заказчиками и субъектами МСП.
Доступ к закупкам госкомпаний
1. Утвержден Стандарт развития конкуренции в российских регионах.
2. Отменено понятие «доминирующего положения», если учредитель малого предприятия — физлицо, а его выручка – не выше 400 миллионов рублей в год.
3. Установлен запрет на осуществление закупок в случае, если между участником закупки и заказчиком существует конфликт интересов.
Поддержка конкуренции
1. Внедрена возможность оплаты таможенных платежей онлайн.
2. Упрощены процедуры декларирования товаров – например, больше не нужно представлять документы, подтверждающие уплату таможенных платежей.
3. Смягчена ответственность за нарушения в области таможенного дела.
4. Отменен ряд излишних требований (таможней — паспорта сделки, банками — бумажной копии таможенной декларации).
Таможенное администрирование
1. Создан Российский экспортный центр – «единое окно» по финансовой и информационно-консультационной поддержке отечественных экспортеров.
2. Запущена программа Росэксимбанка по поддержке выпуска высокотехнологичной продукции — кредитование с субсидированной процентной ставкой.
3. Разработан комплекс мероприятий по упрощению розничной и мелкооптовой экспортной торговли.
4. Упрощены процедуры подтверждения налоговой ставки 0% по НДС.
5. Внедрен порядок возмещения части затрат, связанных с поддержкой Внешэкономбанком производства высокотехнологичной продукции.
Поддержка экспорта
1. Отменены командировочные удостоверения.
2. Продлен срок сдачи отчетности по НДС на 5 дней.
3. Внедрен режим добровольного «расширенного взаимодействия» налогоплательщиков и налоговых органов.
4. Введена возможность предоставить в банк электронную справку из налоговой об отсутствии задолженности.
5. Снижен порог для заявительного возмещения НДС — с 10 до 7 млрд.
6. Предоставлена возможность получения социальных налоговых вычетов на работе.
Налоговое администрирование
1. Введена полностью электронная система подачи документов для государственной регистрации прав на недвижимость.
2. Сокращен срок регистрации права собственности с 43 календарных до 10 рабочих дней.
Регистрация собственности
Рабочая группа
При Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции создана рабочая группа, которая обеспечивает единую стратегию взаимодействия России с Всемирным банком – для повышения позиции нашей страны в рейтинге Doing Business. Ее деятельность направлена на реализацию дополнительных мер, необходимых для того, чтобы было проще и дешевле вести бизнес в стране. Рабочая группа оценивает практику правоприменения, выявляет актуальные проблемы, затрудняющие реализацию реформ, и оперативно реагирует на них.
ПОДРОБНО
Инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность
Стоит подробно рассмотреть составляющие инвестиционного климата, в частности, ответить на вопрос, что такое инвестиционная привлекательность, и какая роль ей отводится.
Обе характеристики принимаются во внимание перед капиталовложением. Нередко эти понятия трактуются как синонимы. Первый показатель выступает в главной роли при определении базовой характеристики инвестиционной среды в стране или регионе. Только после оценки всех параметров можно переходить к анализу привлекательности конкретного объекта, от которого и зависит образование благоприятных условий, в целом.
Методики оценки
Точно оценить инвестиционный климат в стране или отдельно взятом регионе крайне сложно. Чаще всего выделяют три градации данного показателя:
- благоприятную;
- нейтральную;
- неблагоприятную.
Оценка инвестиционного климата неразрывно связана с двумя параметрами:
- инвестиционным потенциалом;
- инвестиционными рисками.
Одним из наиболее часто применяемых инструментов для оценки инвестиционного климата является индекс Бери. Данным методом предусмотрены 15 критериев, которые необходимо предварительно оценить. Только после взаимного анализа этих показателей принято ставить конкретную оценку климату проходившего проверку государства. Критериями являются:
- стабильность политической системы;
- динамика роста экономики;
- конвертируемость национальной валюты;
- возможность осуществления долгосрочных инвестиций;
- возможность получения краткосрочного кредитования;
- уровень производительности труда и стоимость рабочей силы;
- девальвация;
- показатель состояния платежного баланса;
- возможности реализации заключенных контрактов;
- отношение к внешним вложениям;
- бюрократизация или уровень государственного регулирования;
- развитие транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры;
- партнерство и местное управление;
- возможности использования услуг и экспертов.
Все перечисленные критерии получают собственную оценку от 1 до 4 баллов. Чем большая сумма будет в итоге получена, тем более благоприятным будет считаться климат для инвестирования в стране.
Существенным недостатком данного метода можно считать субъективизм в работе экспертов, которые осуществляют проверку.
Кроме того, говоря об инвестиционном климате страны, не стоит забывать и про крупнейшие рейтинговые агентства. Самыми известными из них традиционно считаются Moody’s Investors, Fitsch – IBCA, Standard & Poor’s.
Несмотря на то что данные организации имеют единые для каждого государства стандарты оценки, выставленный ими рейтинг не следует считать объективным отражением реального положения вещей. С одной стороны, рейтинговым агентствам часто вменяют в вину то, что они не могут в полной мере учесть национальных и региональных особенностей. С другой стороны, в последнее время их оценки зачастую бывают сильно подвержены политической конъюнктуре. Другими словами, политические или экономические соперники США, как правило, получают от перечисленных рейтинговых агентств значительно заниженный рейтинг.
Можно смело утверждать, что подобные подходы к оценке инвестиционного климата во многом устарели, не отражают нынешнего положения вещей и требуют пересмотра.
Всероссийский конкурс лучших практик и инициатив социально-экономического развития субъектов Российской Федерации
Конкурс был организован для того, чтобы выявить лучшие практики и инициативы социально-экономического развития, подтвердившие свою эффективность в регионах России и муниципальных образованиях, способствующие улучшению делового климата, повышению инвестиционного потенциала территорий.
ПОДРОБНО
Целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации
Целевые модели — комплекс факторов обеспечения благоприятного инвестиционного климата в регионах по 8 направлениям, для каждого из которых определено целевое значение и показатели оценки его достижения.
ПОДРОБНО
Макроэкономическая оценка инвестиционной привлекательности
Методы оценки инвестиционного климата неразрывно связаны с оценкой инвестиционной привлекательности стран и регионов. Практика такой оценки возникла достаточно давно, более 30 лет тому назад. Для того чтобы принять обоснованное решение, международные и национальные корпорации, уполномоченные государствами органы и частные инвесторы пользуются услугами рейтингов. Разработкой рейтингов занимаются специализированные структуры государственных органов, СМИ, банков, консалтинговых компаний и корпораций. Среди признанных авторитетов в этой области можно назвать:
- Institute for Management Development;
- The Ecomomist;
- Fortune;
- Arthur Andersen;
- Standart&Poor’s;
- Moody’s.
Различают три методологических подхода к оценке инвестиционной привлекательности стран или регионов: суженый, многофакторный (или расширенный), а также рисковый. В первом случае метод включает ряд прогнозных исследований, среди которых:
- динамика распределения накопления и национальных доходов;
- развитие процессов приватизации;
- динамика ВВП, национальных доходов и объемов промышленного производства продукции;
- уровень законодательного регулирования инвестиционной деятельности;
- уровень развития фондового и денежного рынков.
Многофакторный подход позволяет осуществить оценку в большем соответствии с исходными методологическими принципами. Поэтому его считают более объективным. Реализация основывается на оценке восьми факторов.
- Фактор рыночной среды.
- Экономический потенциал.
- Условия хозяйствования.
- Финансовый фактор.
- Группа политических факторов.
- Группа социальных факторов.
- Социокультурный фактор.
- Организационно-правовой фактор.
Многофакторный метод предполагает сведение всех произведенных оценок к единой. Для этого применяется формула средневзвешенной величины оценки. Все составляющие взвешенную оценку факторы умножаются на свою оценку, а затем суммируются. Рассчитанный показатель дополняется сведениями об уровне развития факторов, непосредственно влияющих на состояние инвестиционного климата.
Формула средневзвешенной оценки инвестиционного климата
Третья методика основана на рисковой оценке привлекательности субъектов хозяйствования. Составляющие метод критерии учитывают как уровень потенциала вложений капитала, так и рисков. Кроме того, соотносятся социально-экономический потенциал территории и уровень инвестиционных рисков. Результатами методики часто пользуются стратегические инвесторы, поскольку есть возможность сравнить рассчитанные соотношения для альтернативных вложений и сделать более обоснованный выбор объекта.
Соотношение институциональной системы и инвестиционного климата
Под институциональной системой государства понимается совокупность взаимосвязанных элементов государственного устройства, которые определяют целостность, исполнение миссии, стратегических и тактических задач во всех сферах его деятельности как головного института. Среди элементов данной системы мы можем назвать следующие составляющие:
- три ветви власти;
- промышленность и сфера услуг;
- сельское хозяйство;
- силовые структуры;
- здравоохранение;
- образование;
- наука;
- СМИ и т.д.
«Здание» этой системы базируется на сквозных платформах или подсистемах, в числе которых:
- законодательство;
- финансовая подсистема;
- бюджетная подсистема;
- безопасность;
- информационная подсистема;
- культура и национальные традиции.
Инвестиционная среда также является сквозной платформой, охватывающей многие элементы системы и относящейся в основе своей к финансовой подсистеме. Разберем структурные элементы среды, определяющие климат, влияющий на инвестиционный процесс. Инвестиционная привлекательность учитывается и оценивается на всех уровнях от предприятия до страны. Она является предметом балансировки между одноименными потенциалом и рисками.
Инвестиционный потенциал субъекта деятельности воспроизводится благодаря насыщенности территориального пространства факторами производства продукта, потребительским спросом населения и другими макроэкономическими характеристиками. Инвестиционные риски демонстрируют набор вероятностей возникновения потерь и доходов в ходе инвестиций. Инвестиционная активность показывает реальные размеры и динамику инвестиционной деятельности в экономике субъекта.
Важно понимать соотношение климата и привлекательности субъекта экономической деятельности. Инвестиционный климат как понятие характеризуется большим охватом, чем инвестиционная привлекательность. В него входит учет потенциалов, рисков и активности в инвестиционной сфере. Инвестиционная активность отличается результативным характером, а привлекательность – факториальным. Помимо инвестиционного потенциала на климат влияет еще множество факторов, включая самый весомый – институциональную систему страны.
Факторы формирования инвестиционного климата и структура его условий
Выше представлена схема формирования климата на уровне экономики страны с позиции влияющих факторов и последующим снижением до инвестиционных климатов регионов и отраслей. Надо учитывать, что локальные климаты связаны с государственным уровнем, но не являются его прямой функцией. Зато на уровне регионов и отраслей создаваемые условия имеют сходную структуру. Кроме того, инвестиционный климат регионов также может быть структурирован с учетом потенциалов, рисков и активности.
Модель регионального инвестиционного климата