Сто тысяч экономии на одной грузоперевозке: когда пора переходить на доставку железнодорожным транспортом. Сдача вагонов в аренду как вид бизнеса?

Сто тысяч экономии на одной грузоперевозке: когда пора переходить на доставку железнодорожным транспортом – Дзен – АТИ, Центр: Система грузоперевозок
Даже если вы давно пользуетесь услугами грузоперевозочных компаний или экспедиторов, не факт, что вы не переплачиваете. Я в грузоперевозках 15 лет, прошел путь от менеджера-экспедитора до гендиректора, и могу сказать, что за это долгое время рынок так и не стал более прозрачным и понятным для клиентов. Большинство здесь всё так же играет втемную.

Как везти – фурой или по жд?

Перевозку грузов автомобилем чаще выбирают по трём причинам:

  • транспортная доступность: автомобиль доставляет груз «от точки до точки». При перевозке по железной дороге груз приходит на станцию, а до места назначения его всё равно везут на автомобиле. Перевозка получается мультимодальной, т. е. значительно дольше и сложнее;
  • простота оформления документов: перевозка груза на авто не требует длительных согласований и разрешений от разных структур. Накладные и счета-фактуры оформляются одним днём;
  • сроки доставки: скоропортящиеся продукты и материалы легче доставить фурой-рефрижератором, чем оформлять рефрижераторный вагон и надеяться, что груз не испортится при хранении и погрузке. Поэтому основные грузы на жд — это те, которым не принципиален срок доставки: стройматериалы, удобрения, уголь, топливо.

Перевозка груза фурами простая и недорогая с точки зрения организации процесса на небольших дистанциях — до 1500 километров. К примеру, есть 20 тонн скоропортящегося груза, покупатель находится в пределах 700 километров. Загрузили фуру и поехали. Но если речь идет о перевозке крупной партии груза на несколько тысяч километров, то везти автомобилем нереально – очень дорого.

Куда обратиться, чтобы перевезти груз жд транспортом

ОАО «Российские железные дороги» – единственный владелец железных дорог в России, именно эта компания будет основным перевозчиком груза. Но кроме перевозки потребуется еще целый ряд услуг: оформление документов, складское хранение, погрузочно-разгрузочные работы и т.д. Организовать доставку по железной дороге можно разными способами.

  • Заказать грузоперевозку в РЖД. У компании есть логистический отдел, который принимает заявки на оформление перевозки, а также предоставляет весь спектр сопутствующих услуг;
  • Обратиться в транспортную компанию, которая исполняет роль посредника между железной дорогой и грузоотправителем. Крупные компании имеют лицензию на перевозку разных видов грузов, включая опасный. Компания заплатит железнодорожный тариф за перевозку и аренду вагонов, если их нет в собственности. В остальном набор услуг такой же, как в РЖД.

В чем преимущество

Железнодорожные перевозки выгодно отличаются от автомобильных по двум основным параметрам: безопасностью перевозки и низкой стоимостью.

Вот как комментирует плюсы железнодорожной транспортировки эксперт в этой области Андрей Показаньев: «Перевозка груза по железной дороге – это безопасность, особенно по сравнению с фурой: надо найти водителя незнакомого, положить 20 тонн своего груза. Он может сломаться, сгрузить, увезти в соседнее государство.

С вагонами такого нет. Если находитесь в другом регионе, железная дорога покажет, сколько тонн груза в вагоне. Когда вагон оформляется на станции, РЖД перевешивает этот вагон и предоставляет документы (накладная, оформленная железной дорогой), то есть документ от огромной независимой организации. При этом нет человеческого фактора – вагон не сгрузит с себя пару тонн по дороге, а приедет ровно с тем весом, с каким уезжал».

Как рассчитать стоимость

Стоимость железнодорожной перевозки рассчитывается индивидуально исходя из расстояния, особенностей груза, специальных условий и т.д. По автотранспорту можно рассчитать среднюю стоимость за километр – примерно 50 рублей при условии перевозки на 20-тоннике. При доставке вагонами расчет иной и зависит от многих факторов.

Андрей Показаньев поясняет так: «Есть станции экспортные, а есть не экспортные. В одном городе может быть обе станции, но перевозка груза на неэкспортную будет дороже.

Стоимость также зависит от наличия вагонов в каком-то регионе. Специальных вагонов для перевозки опасных грузов может быть в избытке в Москве, но не хватать в Чите. На фуре, если невыгодно, водитель просто не едет. А железная дорога не может отказаться, поэтому ищет способы компенсировать убытки.

Цена зависит еще и от того, чьими вагонами перевозить. Например, собственник вагона базируется на Алтае, и при перевозке из Барнаула в Москву будет стандартный тариф, а обратно собственник готов отдать вагон за минимальные деньги, лишь бы его перегнали за счет перевозчика обратно на Алтай».

Не останавливайтесь на одном экспедиторе

Повторюсь, крупные операторы работают только с теми компаниями, которые способны обеспечить им стабильную поставку грузов в больших объемах. Тратить время на один-два контейнера они не станут. Поэтому на рынке и появилось огромное число посредников. Когда начнете искать — в первую очередь наткнетесь именно на предложения от экспедиторских компаний. Часто они завышают цены просто потому, что, во-первых, не знают текущих цен конкурентов, а во-вторых, потому что цены других участников цепочки тоже «плавают»: например, цена за аренду одного контейнера.

Совет: начните с выбора уровня сервиса вашего экспедитора. Он бывает от 1PL до 4PL. Цифра зависит от количества услуг, которые готов предоставить посредник. 4PL экспедиторы работают по принципу «мы все сами»: вы не заморачиваетесь деталями грузоотправки, весь процесс от точки A до В на себя берет компания. Иногда 4PL может выйти дешевле, чем если бы вы работали с разными подрядчиками под каждую задачу (от доставки контейнера со склада до таможенного оформления).

Если вам кажется, что вы нашли того самого экспедитора, не торопитесь заключать договор на длительное сотрудничество. Постоянно сравнивайте цены вашего экспедитора с предложениями его конкурентов. Изменения тарифов происходят постоянно, а экспедитор может воспользоваться вашим незнанием. Для регулярных отправок грузов лучше иметь в виду 2-3 проверенных экспедитора и перед конкретным заказом уточнить у каждого ставки. Даже такие крупные игроки, как Coca-Cola, периодически меняют подрядчиков, чтобы избежать накрутки на заказы и, как следствие, убытков.

Совет: если вы представляете крупный бизнес и регулярно совершаете отправки груза в больших объемах, то вы можете найти одного подрядчика и попробовать заключить с ним договор на более выгодных условиях. При длительной дружбе вы можете рассчитывать на скидки. У каждого экспедитора скидочные условия свои: у кого-то от 20 контейнеров в месяц, у другого – от 50. В среднем скидка варьируется от 2 тысяч рублей за контейнер до 5 тысяч рублей (что на самом деле не очень много, так как средняя стоимость переправки одного контейнера, например, до Владивостока – около 120 тысяч). Однако часто все решают личные договоренности.

Бизнес на ЖД перевозках

Использование услуги железнодорожных перевозок грузов позволяет многим компаниям достаточно быстро доставить большое количество разнообразных грузов из одной точки страны в другую и за её пределы.

Такой бизнес начал активно осваиваться частными компаниями. Это и неудивительно, так как с точки зрения вложения денег и эффективности такого рода деятельности, эта ниша весьма привлекательна для инвестора.

Дальше мы рассмотрим, что должна такая компания собой представлять, какие услуги она может оказывать, как сделать бизнес-план ЖД перевозок и достичь успеха на этом рынке.

Особенности направления

Если на пути создания своей компании по международным перевозкам железнодорожным транспортом особо больших сложностей возникнуть не должно, то сделать её успешной и очень прибыльной может быть весьма сложно.

Даже беря во внимание большую востребованность в такой услуге среди многочисленных предпринимателей и простых людей, высокая конкуренция даёт о себе знать. В конечном результате, на плаву новым компаниями остаться бывает очень сложно.

Конечно, если в ваших планах сделать просто покупку нескольких вагонов, после чего их сдавать в аренду и на этом зарабатывать, то это можно сделать без проблем, и такой вариант заработка тоже возможен. Если же вы планируете от этого бизнеса получать большую прибыль, сделать реально крупную компанию по ЖД перевозкам, то придется использовать другие подходы к освоению такой ниши.

Успех в таком бизнесе начинается с перечня предоставляемых услуг клиентам, который должен как минимум быть не меньшим, чем у ваших конкурентов. Более того, ваш подход к клиенту должен быть комплексным (это речь всё о тех же услугах и предоставляемых маршрутах).

Парк вагонов

При работе с каждым клиентом вы должны иметь возможность предоставить нужный подвижной состав поезда, дабы груз можно было доставить до необходимого места быстро в срок и без повреждений. Вы можете обладать собственным парком вагонов или иметь возможность быстро взять в аренду у кого-то. Это важно внести в бизнес план ЖД перевозки.

Чтобы перевозить грузы разного типа, должны использовать и разные подходящие под каждый тип вагоны:

  • крытые;
  • полувагоны;
  • платформы;
  • цистерны;
  • вагоны-рефрижераторы;
  • контейнеры для разного веса.

Важно также брать во внимание, что некоторые виды могут быть востребованы непостоянно. Если вы скупите вагоны всех видов, то некоторые могут долго простаивать. Чтобы такого не допускать хотя бы на начальном этапе создания компании, лучше всего рассматривать сразу возможность только аренды необходимых вагонов.

Работы с грузом

Кроме того, что вы сможете брать в аренду нужные вагоны, также необходимо следить за качественным закреплением груза, на что нужно будет постоянно обращать внимание.

Читайте также  Как переоформить участок из аренды в собственность?

Для клиентов важно давать гарантию максимально быстрой доставки груза и что он не будет поврежден. Чтобы добиться большой скорости, придется поработать над составлением оптимальных схем путей для перевозки.

Это необходимо для того, чтобы это не занимало много времени в будущем.

С недавних пор компании предоставляют своим клиентам возможность самостоятельно отслеживать перемещение вагонов в любое время, используя компьютер, что также влияет положительно на спокойствие человека за свой товар.

Большим плюсом будет для компании, если она сможет страховать груз и оформлять для этого все необходимые бумаги. Если же речь идёт о перевозке груза через границу, то желательно, чтобы компания взяла оформление сопутствующих документов тоже на себя, это позволит повысить рентабельность такого бизнеса.

Персонал

Для предоставления каждому клиенту отдельного подхода необходимо иметь в распоряжении профессиональных сотрудников, от которых напрямую будет зависеть имидж всей компании по перевозке грузов железной дорогой (в виде надежного партнера). А как показывает практика, это весьма сложная проблема. Создавать репутацию можно годами, а из-за оплошности одного сотрудника можно всё это потерять одним махом и потом всё восстановить обратно будет практически невозможно.

Кроме людей, работающие с клиентами, можете рассмотреть также взятие на работу специалистов по подсчетам стоимости перевозок.

Их задача будет заключаться в правильном подсчете перевоза грузов клиентов, чтобы вы имели возможность предоставлять на рынке самые выгодные цены для потенциальных потребителей и при этом смогли ещё и заработать неплохо. (См. также: бизнес план перевозки грузов).

Выбирайте правильный транспорт

Есть ситуации, когда ж/д перевозки лучше заменить автотранспортом. У меня была история, когда клиент захотел отправить несколько машин из Саратова в Тулу железной дорогой. Ему это показалось дешевле и безопаснее. Но железнодорожные перевозки экономически выгодны только при расстояниях от 3 тыс. км. (например, из Москвы в Приморский край). Такая логистика обойдется в 2-2,5 раза дешевле, чем автотранспорт. Внутри одного региона лучше остановиться на автоперевозках. Сейчас автопарк растет, появляется транспорт с высокой грузоподъемностью и большой проходимостью.

Смотрите, за что вы платите

Да, звучит очевидно, но есть «триггеры», на которые стоит обратить внимание.

Вам могут завысить цену, обосновав это типом вашего груза. Тут вам нужно быть особенно внимательными, потому что операторам нет дела до того, что находится в контейнере. Тарифы рассчитываются исходя из объема и количества тары, а также из расстояния перегона вагонов. Большинство контейнеров универсальны, и в них загружают грузы от бытовой химии до стройматериалов. Измениться тариф может, например, в том случае, если у вас скоропортящиеся продукты и под них нужны контейнеры-рефрижераторы.

Также накрутить ценник могут за охрану груза. На практике никаких особых условий перевозки вы не получите, тем более никто не станет выделять под это дополнительные средства. Это уловкой все еще пользуются, так как раньше, в советское время, определенные виды грузов действительно перевозились под охраной (например, одежда и продукты). Дело в том, что еще в начале прошлого века, в период голода и гражданской войны, железные дороги находилось на грани развала, а грузы массово расхищались обедневшим населением. Тогда и начали появляться первые военизированные службы. В течение века структура ведомственной охраны ж/д часто менялась, но полностью так и не исчезла.

Сейчас вся охрана груза сводится к тому, что контейнеры ставятся дверь к двери, чтобы их было невозможно вскрыть. Все. Надо сказать, что это действенный метод и краж на железных дорогах в разы меньше, чем на автотрассах.

Совет: подключите к работе грамотных юристов и обговорите с подрядчиком размеры компенсаций при утере груза, если за его охрану с вас берут дополнительные деньги.